Технические вопросы.

Заброска, выброска.

Альтернатив Желдорэкспедиции я не вижу. Хотя у Волковых они задержали груз, это скорее исключение, чем правило, связанное с какой-то аварией на железной дороге. Отправка из Москвы в Хабаровск обошлась чуть больше 15 тыс. рублей. Обратно из Комсомольска-на-Амуре такой же по весу груз доехал меньше чем за 10 тыс. Это связано с разницей тарифов, сезонными скидками, обрешёткой мотора и способом подсчёта стоимости груза.
Желательно паковать груз как можно плотнее, что бы он был посчитан по весу, а не по объёму. При сдаче груза необходимо внимательно следить не только за взвешиванием, но и за измерением объёма. В Москве я только после сдачи и оплаты груза обнаружил, что стоимость посчитана по объёму, который нам померили не в нашу пользу. Это обошлось в несколько дополнительных тысяч рублей. С весом на электронных весах ошибиться намного сложнее.
Обрешётка упаковки стоит довольно дорого, поэтому если есть возможность, лучше обойтись без этого. Туда мы везли мотор в обрешётке, а обратно просто запеленали в одежду и пенки.
По состоянию на 2011 год, если покупать билеты заранее, почти за год, самые выгодные цены можно было найти у Аэрофлота. Мы летели Трансаэро. У них билеты лучше брать весной, в марте-апреле. И Трансаэро предлагает лучшие скидки на детские билеты.
Мы собирали лодку в районе Третий Воронеж. Место нормальное, хотя бывают и лучше. Говорят, можно собраться в яхтклубе и ещё где-то выше города.

Пограничники.

Шантары на момент похода в 2011 году не являлись пограничной зоной. На всякий случай я позвонил в Хабаровское пограничное управление. Там мне ответили, что в Охотском море действует пограничный режим и получать разрешение все же нужно. По факсу я отправил письмо и судовую роль, и в ответ по почте получил разрешение.
Перед выходом из Николаевска-на-Амуре я позвонил местным пограничникам и уведомил дежурного по телефону о выходе в море, продиктовав номер разрешения и состав экипажа. На самом деле не уверен, что все это нужно. Все, кого мы встретили на Шантарских островах пришли туда без разрешения.
Если кто-то захочет разобраться глубже, то нужно читать приказ от 10 сентября 2007 г. N 458 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОГРАНИЧНОГО РЕЖИМА, если конечно, он ещё действует.

Радиостанция.

Второй поход используем ручную радиостанцию Standard Horizon HX-750S. На момент покупки, она была одной из самых дешёвых. В этом году подключили её к антенне на топе мачты. Но фактически использовали единственный раз при встрече с Волковыми. Хотя на ходу рация была включена постоянно на прослушивание 16 канала. Пару раз пытались вызвать местные яхты, но они не отвечали.

Спутниковый телефон и прогноз погоды.

Спутниковый телефон Iridium 9505a. Это старая модель купленная с рук. Ничего особенного. Главное достоинство, что телефон в принципе работает в любом месте земного шара. Чем ближе к экватору, тем больше интересных альтернатив. Но для Шантар и особенно для севера, Iridium, единственный надежный вариант.
Перед походом мы купили самую дешёвую карту, плюс карту продления до 2-х месяцев. Мы каждый день отправляли sms на my-road. В результате здесь http://my-road.info/showtrack.html?id=215 можно видеть трек нашего похода.
Несколько раз мы звонили с этого телефона, но, конечно, главным назначением телефона стало ежедневное получение прогноза погоды при помощи чудесной программы zygrib. Эта возможность во многом определила тактику прохождения маршрута. Телефон использовался как модем. Оплата интернета поминутная, также как для обычных разговоров. Как правило, получение интересующего нас прогноза занимало около 1 минуты времени.

Компьютер.

Перед этим походом специально был куплен ноутбук Panasonic CF-29. Этот старенький защищённый ноут, списанный из какой-то армии, тогда можно было купить за 10-20 т.р. Вместе с новым аккумулятором и увеличенной памятью он достался нам тысяч за 17 и полностью себя оправдал. Он довольно экономичен в плане потребления энергии, и его производительности вполне хватало для наших задач(ozi explorer, zygrib, мобильный интернет). Он не только без проблем выдержал поход и морские туманы, но уже два года является детским учебным компьютером, выдерживая варварское обращение. Он продолжает работать, несмотря на 2 падения на пол с верхней кровати с высоты почти 2 метра. Главный для нас его недостаток, это большой вес. Ведь компьютер мы не отправляем с грузом, а везём с собой в самолёте. С распространением планшетов, в том числе защищённых, компьютер почти потерял свою актуальность для походов.

Электричество.

У нас не много потребителей электричества. Два фотоаппарата, два мобильных телефона, спутниковый телефон, GPS, радиостанция, ходовые огни, светодиодное освещение палатки и ноутбук.
Ходовыми огнями мы почти не пользовались, а из оставшегося, наибольшими потребителями оказались компьютер и радиостанция.
Вся техника запитывалась от маленького свинцового аккумулятора 12В, 15А*ч. Некоторые приборы, включая компьютер, приходилось включать через небольшой инвертор 12-220.
Аккумулятор заряжался от двух источников. От солнечной батареи с контроллером заряда, мощностью 10Вт, и от генератора, установленного в лодочный мотор. Комплект генератора на лодочный мотор, включающий новый маховик, мы купили перед походом.
Солнечная батарея по факту давала половину ампера в солнечную погоду. А генератор двигателя и того меньше, на экономичном ходу. Правда на высоких оборотах, при ходе против течения генератор двигателя начинал давать до 2-х ампер, и быстро заряжал наш крошечный аккумулятор.
При той солнечной и безветренной погоде, которая была, нам бы хватило одного любого источника электричества, но с двумя было спокойнее в плане надёжности. Если добавить к постоянно включенным приборам эхолот и чаще двигаться ночью с включёнными огнями, нам бы не хватило энергии.

Катамаран.

Катамаран в этом походе проявил себя отлично. Ничего не ломалось, баллоны не спускали ни капли воздуха, в рубке было суше, чем в предыдущих походах. Но в районе верхних стрингеров герметичность палатки все ещё не идеальная, и мы раза три промочили спальники внутри палатки, когда шли на хорошей скорости против волны.
При сборке обнаружилось, что шверт немного погнут в предыдущих походах. Исправить это на месте не представлялось возможным, пришлось смириться.
Боковые крылья очень пригодились. На одном мы сложили все пвх-упаковки от катамарана. После этого там стало удобно и мягко спать на ходу. Второе крыло я обклеил противоскользячкой. По нему мы бегали на носовую сетку.
Теперь уже почти не могу представить себе катамаран для дальних походов без носовой сетки. Там навсегда поселился 10 килограммовый якорь Денфорта, запас пресной воды в 5-литровых бутылках. Там же прятались дети, которым нравилось любоваться видами, вне громкой слышимости мотора и вне досягаемости родителей, которые могут припахать в любой момент на хозяйственные работы или уроки. Мы только опасались падения ребенка вперед между баллонов. Это очень опасно из-за шверта, мотора и рулей. Поэтому старались пристёгивать детей, когда они отдыхали на передней сетке.

Лавировочная парусность 17 кв. метров показалась оптимальной, для нашего катамарана при водоизмещении 1 тонна. Если дует хоть какой-то заметный ветер, она позволяет легко разогнаться быстрее 10 км/ч. А при росте скорости до 15 км/ч и выше, очень сильно упираются баллоны и дополнительная парусность не даёт никакого эффекта. Я бы сказал, в наших походных случаях можно соизмерять парусность не столько с водоизмещением, сколько с длинной баллонов.
Генакер использовался мало. Основная причина в наличии мотора. Смысл использовать генакер появляется в довольно узком ветровом диапазоне, который очень редко случался на протяжении похода. Скорее всего, это особенность акватории, где штиль быстро сменяется сильным ветром.
Конечно, в случае участия в гонке, генакер использовался бы намного чаще, и мы задумались бы о кливере. А в походе, что бы соблюдать график требуется поддерживать скорость выше 8 км/ч.

Мотор.

Tohatsu MFS-5L (5 сил, 4 такта, длинная нога).
Какую часть пути мы прошли на моторе, неизвестно, я думаю больше половины пути. Так что и в нашем случае можно с грустью констатировать перерождение парусного туризма в моторный.
В случае Шантар, это скорее необходимость. Большое расстояние, частые штили и неровные ветра заставляют любыми способами ловить за хвост короткое лето. Но учитывая надежность современных двигателей и небольшой расход топлива, парусу нужно сильно потрудиться, чтобы получить честное преимущество перед подвесными двигателями в каботажных плаваниях. При небольшом волнении Гандвик вырезается на ветер галсами примерно на той же скорости, что и на моторе.

Таня: Я считаю эту информацию недостоверной. Конечно, точно не известно, сколько мы шли на моторе. Но мы также активно использовали паруса, или хотя бы один грот в сочетании с мотором. Еле заметный ветерок, складываясь с вымпельным ветром от мотора, позволяет работать гроту. И парус добавляет немножко скорости. А может и много, в зависимости от направления этого слабенького ветерка. А штили у нас были уж точно большую часть пути. И гикашкот из рук мы выпускали редко, а мотористы так обычно не делают.
Также мы всегда активно использовали приливно-отливные течения. И почти никогда не использовали мотор на тарахтении сильнее, чем "медленная черепаха".

Всего израсходовано 136 литров бензина на 3000 км.
На дорогу вниз по Амуру до Николаевска потрачено 22 литра на 900 км. Это, примерно, 2,5 л на 100 км.
Морская часть 1500 км. Израсходовано 62 литра. Получается 4,1 л на 100 км. Статистика подпорчена финишным отрезком, от протоки Мухтеля, где мы перестали экономить бензин и начали торопиться.
Вверх по Амуру от Николаевска до Комсомольска, примерно 600 км. Скорость встречного течения 3-4 км/ч. Израсходовано 52 литра - 8,6 литра на 100 км. Примерно четверть пути пройдено на парусах. Так что часовой расход топлива в этой части маршрута получился немного больше литра.

Масло в моторе и в редукторе меняли перед выходом и 1 раз в середине маршрута. По инструкции, стоило ещё раз поменять масло после морской части, перед подъёмом по Амуру.

Ходовые огни.

Катамаран оборудован светодиодными ходовыми огнями. На верху мачты - самодельный круговой белый огонь из трех соединённых последовательно 1-ватных светодиодов и одного резистора. Всё жду, когда он сломается, но он работает уже третий поход. Бортовые огни фирменные, в этот раз я поленился их установить. Да и в темноте мы ходили совсем мало.

Якорь.

Якорь Денфорта, весом 10 кг занял самое почётное место на катамаране. Учитывая, что мы всегда ночевали на якорной стоянке, его важность невозможно переоценить. От якоря тянется три метра когда-то оцинкованной (за время похода весь цинк облез) цепи, а потом 80 метров каната толщиной 12 мм. Обычно мы ночевали на одном якоре. Иногда, особенно в море при отжимном ветре, вторая длинная верёвка оставалась заведённой на берег.
Обычно мы применяли следующий порядок зачаливания катамарана к берегу. Якорь привязан к носу катамарана. Вторая верёвка такой же длины, но потоньше, всего 8 мм, привязана к корме и лежит наготове на кормовой сетке. Сначала катамаран утыкается носом в берег и якорь заводится на берег на коротком хвосте. Команда начинает прогулку по берегу, а я беру крепкий колышек, и заколачиваю его в берег, тяжёлым камнем. Затем я набрасываю кормовую чалку на колышек, переношу носовой якорь обратно на носовую сетку, разворачиваю катамаран в море и отгребаю веслом под прямым углом к берегу на всю длину кормовой чалки. В этом месте я бросаю на дно якорь и за кормовую чалку подтягиваюсь к берегу.
Такая технология почти всегда гарантировала нам лёгкий старт и якорную ночёвку на воде за полосой осушки, подальше от медведей. Естественно, место стоянки нужно выбирать в защищённой бухте или на подветренном берегу с учётом прогноза ветра.
Интересно, что в этом походе, в отличие от Крыма, ни разу не пришлось нырять за якорем.
Если стоянка вызывала малейшее опасение, я настраивал GPS на якорную тревогу. Сигнализация сработала единственный раз на Амуре, во время грозы, когда порывом ветра нас протащило 50 м от первоначальной стоянки.

Печка.

Наслушавшись про холодные туманы и льды в середине лета, в этот раз мы впервые укомплектовали каюту катамарана печкой Пошехонкой.
http://poshehon-star.ru/shop/index.php?productID=124
Она отличается фантастически малым весом и регулируемым режимом длительного горения. Но лето 2011 года в Охотском море оказалось экстремально жарким, и нам так и не довелось воспользоваться печкой на борту. Все прекрасно просыхало от ветра и солнца. Зато мы использовали печку на берегу для устройства бани.

Палатка.

Стационарная палатка это то, что делает Гандвик крейсерской лодкой. Она рассчитана на 4 полноценных взрослых спальных места. Но мы размещались впятером (2 взрослых и 3 ребенка), плюс печка.
Палатка Гандвика имеет два серьезных достоинства. Первое - обтекаемая форма, которая почти не влияет на ходовые качества. Второе - возможность скручивать потолок. Если на улице нет дождя, верхняя крыша почти всегда убрана и все вещи в палатке проветриваются. Дети при этом с удовольствием проводят время в палатке. Там они читают, учатся, играют в настольные игры. Стены палатки защищают от ветра и прямых солнечных лучей. И в палатке без крыши можно встать в полный рост и любоваться окрестностями.
Но вместе с тем у нашей палатки есть существенные недостатки. В случае закрытой крыши, вентиляция осуществляется только через заднюю стенку. Этого недостаточно. Якорь ставится у нас всегда с носа. И лодка всегда ночует носом к ветру. Для полноценной вентиляции ночью, нужно придумывать сквозную вентиляцию, которая пропускала бы воздух, но не дождь и морские брызги.
Второй недостаток, недостаточная герметичность в плане защиты от брызг. При ходе против волны, и скорости выше 10 км/ч, брызги от волн разлетаются с такой силой, что проникают сквозь брызгоотбойники в местах, где передние стрингера выходят из палатки.
Ну и последний недостаток, это отсутствие внутренней палатки. Это особенно критично в плане проникновения всякого гнуса. Но в размерах Гандвика для внутренней палатки не хватает места.

Кухня.

Кухню мы используем без изменений с 2009 года. Это алюминиевый ящик с крышкой и дополнительными перегородками. В большом отделении ящика прикручена простейшая газовая плитка Гефест. На неё встаёт либо скороварка, либо не очень большая сковородка, либо чайник.
В других отделениях расположена посуда и продукты постоянного использования. Соль, сахар, разный чай, варенье, шоколадки. Остальные продукты в основном живут в пластиковых пятилитровых бутылках под релингами.
Плитка подключена к 12 литровому газовому баллону с редуктором. При нашем экономном трёхразовом питании баллона с запасом хватило на 40 дней похода.
Перед отправкой домой пришлось слить оставшийся газ из баллона.
Для экономии и просто для удовольствия мы старались печь блинчики и жарить большое количество рыбы на берегу на костре.
На случай нехватки газа или поломки плитки, мы возим с собой резервную мультитопливную горелку. Но в этом походе так и не довелось ей воспользоваться.

Баня.

Мы брали с собой простенький квадратный тент бани, производства Нова-Тур. При первом использовании срубили 4 кола по размеру и после этого возили баню вместе с привязанными кольями и растяжками на боковом крыле. В этом случае её установка занимает 3 минуты. Учитывая температуру воды в море и ручьях, помыться в тепле бывает приятно.

Вернуться к оглавлению