Вернуться к оглавлению

ПОДГОТОВКА.
Версия Хазацкого Александра.

Клейка
Первое, что нам предстояло, это достройка лодки и подготовка снаряжения. Казалось бы, лодочка всего на полтора метра длиннее Тайфуна. Но количество труда, денег, времени, душевных сил, этот катамаран потребовал намного больше. Почти вся основная работа была выполнена Антоном Агафоновым. Нам оставалась ерунда, в основном работа по клейке и шитью — тент каюты перед мачтой, передние и задние палубы, боковые крылья, подгонка и добавление карманов крепления баллонов к стрингерам, рундуки, двери, вентиляция, электрооборудование с ходовыми огнями, брызгозащита транца, проводка талей шверта, сидушки рулевого, кранцы... При том, что Антон установил высокую планку культуры производства, пришлось прикладывать значительные усилия, чтобы не испортить внешний вид лодки. Еще в мае у меня появилось чувство, что мы не успеваем закончить все запланированные работы до похода. Плюс еще наложилась печаль от утопления в байдарочном походе дорогущего фотоаппарата Nikon D700. Для полного веселья, в дуб, рядом с нашим домом шарахнула молния и пожгла два включенных компьютера.

В огороде
В результате к моменту старта осталось доделать совсем немного. После этого у меня вдруг закончились физические и душевные силы. Голосом умираешего я сообщил об этом жене, сказав, что наверно мы уже никуда не едем. К моему удивлению Таня не убила меня, на что я, наверно, надеялся. Вместо этого она развила кипучую деятельность. Помогла справиться с самыми горячими делами, и объявила старт в день своего рождения. И действительно, вечером 12 июля, мы погрузились в машину с прицепом и выехали в сторону Дубны. Я потом долго удивлялся, что мы ничего не забыли, кроме последней версии из 500 путевых точек для наручной GPS. В суматохе я все же забыл сгрузить заботливо приготовленные женой точки в Гармин.

ДНЕВНИК ПОХОДА.
Версия Зориной Татьяны.

12.07. - 15.07
Стапель. Яхтклуб «Маяк».
Волга. Иваньковское водохранилище.

Стапель
Стапелялись на берегу Иваньковского водохранилища, на территории яхтклуба «Маяк». Хотя лодку мы собирали уже не первый раз, но дело это не простое. Наш новый парусный катамаран Гандвик, созданный Агафоновым Антоном, состоит из огромного количества всевозможных деталей. Соединяются они согласно составленному мною при контрольной сборке «Руководству по сборке, одобренному Антоном». Также имеется комплект фотографий для подсматривания.

Больше всего времени было потрачено на проводку электричества к разным местам катамарана. Ходовые огни Саша сделал накануне из залитых эпоксидкой ярких светодиодов. Но они почему-то неожиданно перегорели, и пришлось их частично переделывать.

Пока Саша занимался электричеством, дети пришнуровали все грузовые палубы и неоднократно опробовали свои новые спасжилеты.

15.07
Волга. Иваньковское водохранилище.

Купанье
И вот 15 июля утром лодка готова к спуску на воду. Последний раз опускаем 8 метровую мачту с запутавшимися фалами. Заодно отрабатываем подъем мачты с помощью привязанного за бушприт гикашкота.

На катках подвозим катамаран к воде и начинаем погрузку всего имущества и продуктов, предназначенных для длительного автономного плавания. Лодка значительно осела, но тонуть не собирается.

В походном варианте и при полной загрузке прокатились по Мосморю до Клинцов. Все любимые стоянки оказались заняты. Заночевали на якоре, в северо-западном заливчике о-ва Омутня.

Прошли около 15 км.

16.07
Волга. Иваньковское водохранилище.
Дубна – Конаково

Конаково
Перед выходом на маршрут Саше очень захотелось по честному пройти техосмотр. Было приготовлено всё записанное в Судовом Билете снаряжение, включая сертифицированные спасжилеты и огнетушитель. Ещё раз проверены ходовые огни, приклеены бортовые номера и надраена палуба. С утра принялись разыскивать ГИМС. Саша думал, что ГИМС находятся рядом с пляжем у плотины, а оказалось, что офис Дубненского гимса расположен в городе, на Волге, внизу за шлюзом. Без техосмотра проходить шлюз мы не решились и отправились в Конаково. По пути заехали на Омутню за потерянными сандалями, и к вечеру были в Конаково. Причалили около пляжа. Саша нашёл местный ГИМС, внутри всё оказалось достаточно прилично. На стенах объявления с правилами и разными полезными телефонами, включая телефон доверия. Заночевали напротив Конаково. Вечером успели погулять по лесу и насобирать черники-земляники.

Прошли по встречному штилю около 45 км, опробовали мотор.

17.07
Волга. Иваньковское водохранилище.
Конаково - Дубна

С утра в Конаково чудесным способом прошли техосмотр и отправились в яхтклуб Маяк, на место стапеля. В этот же вечер Саша отогнал домой в Турист машину и к вечеру вернулся на лодку. Заночевали недалеко от Малого Волжского маяка во 2-ом заливе. Вечером слушали переговоры больших кораблей и готовились шлюзоваться.

Прошли около 40 км.

18.07
Волга. Первый шлюз. Кимры.

1-й шлюз
Около 6 утра связались по радиостанции со шлюзом. Подошли к причальной стенке и стали поджидать «белые пароходы», идущие из Москвы в Волгу. Шлюзовались вместе с моторной яхтой «Рейдер», от которой и получили все необходимые наставления и напутствия. В результате мы оказались в Волге и получили возможность спокойно продолжить поход вниз по реке до Углича. Прошли Дубну, Кимры, Белый Городок, устье реки Медведица и остановились на остовах Дымовского залива в Угличском водохранилище. После Кимр мы были свидетелями серьезной активности гимсовского катера с названием то ли Патрульный, то ли Постовой. Этот катер непрерывно что-то вещал по громкой связи. Нам тоже досталось за движение по фарватеру. Что касается катеров и моторок, то кажется ни один не прошел не замеченым. Все были настигнуты, взяты на абордаж и проверены. Даже рыбаков заставляли поднять свои булыжники и сойти с фарватера. Воднолыжники догонялись и проверялись где-то за горизонтом...

Прошли за день около 65 км.

19.07
Волга. Кашин. Калязин.

Продолжаем идти вниз по Волге, по утреннему штилю прошли разлив, в полдень любовались Калязиным, вечером остановились в заливе у деревни Котово, в 5-и км до Угличского шлюза.

Пройдено за день 75 км.

20.07
Шлюз в Угличе. Мышкин. Остров Копринский.

Мышкин
В 5 утра услышали переговоры «белого парохода», идущего с нашей стороны. Пришлось поторопиться, и около 7 утра мы уже завтракали с видом на Углич по другую сторону шлюза. День был длинный, успели накупаться, налазится по песчаным обрывам и утопить плющевого слона на траверзе Мышкина. К вечеру посвежело, пройдя Волжский мост, спрятались от волны и ветра в Петраковский ручей. Погуляли, подумали и решили пойти дальше. Но дело было к вечеру, и дети уговорили нас остановиться на Копринском острове у «большой песочницы».

За день пройдено 80 км.

21.07
Рыбинское водохранилище.

Рыбинское
С утра предлагаю выйти на дважды зарифленных парусах, Саша непреклонен, сходимся на одной планке рифов. Всё, что мы раньше слышали о Рыбинке, оказалось правдой. Свежий ветер разгоняет короткую неприятную волну, которая долбится о рубку, находит свою дырочку и устраивает в палатке первое наводнение. Идём по GPS, по предварительной версии путевых точек, основную главную версию точек Саша почему-то решил оставить дома. Дети по причине волнения в этот день решили не просыпаться, они спали, свернувшись калачиками вокруг бушприта в полузатопленной рубке. Я использовала своё проверенное средство от морской болезни и не выпускала румпеля. Причалить на Рыбинском действительно негде. Однако к вечеру мы разглядели песчаную косу южнее Гаютинского створа, за которой начиналось топкое болото. Проснувшиеся дети развели на косе костёр, Саша качался на волнах и заделывал дырки, через которые проникала в рубку вода.

За день прошли 70 км.
Рыбинское

22.07
Рыбинское водохранилище.

Ветер с волнами поутихли, наводнение в палатке прекратилось, но к полудню начали наползать с востока очень чёрные тучи, внутри которых сверкали яркие молнии. Мне сильно не хотелось попадать в такую тучу, и мы успели уйти на моторе к берегу к Новой Слободке. Там за кустами уже прятались рыбаки и чайки. Следующую грозу мы пережидали на небольшом острове в северной части Рыбинского водохранилища, а заночевали в заливчике западнее Городища.

За день прошли 60 км.

23.07
Череповец. Река Шексна. Шлюз в Шексне.

Череповец
Прошли дымный Череповец, побывали в магазине, довольные сытые дети грелись на солнышке, любовались природой и доедали своё мороженое. Катамаран тем временем довольно быстро продвигался вверх по Шексне. Временами ветер становился почти попутным и Саша поднимал генакер, а после поворота убирал его, и так продолжалось много раз. Поэтому к вечеру мы подошли к Шекснинскому шлюзу. Место здесь неспокойное, шлюз в Шексне двухниточный, постоянно с разных сторон подходят корабли. Этот шлюз относится уже к Волго-Балтийской водной системе. На меня он произвёл неизгладимое впечатление. Мы медленно и осторожно зашли в тёмную, сырую шлюзовую камеру. Саша рулил, я приготовилась зацепляться за рым, но оказалось, что никак невозможно добраться за него с палубы нашего катамарана. Наверное это была нестандартная ситуация и рым «залип» и надо было что-то сказать диспетчеру. Но я об этом не подумала, и скакнула героическим прыжком на площадочку под рымом, зацепила за крючок верёвку и успела приземлиться на проплывающий мимо наш катамаран. А потом мы любовались закатом над Шекснинским водохранилищем и надеялись, что самые страшные техногенные препятствия остались у нас позади.

За день прошли 85 км.

24.07
Сизьминский разлив. Топорня.
Северо-Двинский водный путь. Кириллов.

Сизьма
Полюбовавшись радугой на утреннем тумане, продолжаем наш путь на север вверх по Шекснинскому водохранилищу. Места здесь тихие, солнечные. Лето в самом разгаре. К обеду подошли к Сизьминскому разливу. Светит яркое солнце, блестит гладкая вода, дует слабый ветерок. Судовый ход делает здесь большую петлю. Пока Саша дремлет, решаю срезать наискосок и попадаю в «саргасово море» из которого торчат пеньки и кустики. Ветер окончательно стих, мотор нельзя завести по причине водорослей и пеньков. На вёслах выходим на свободную воду. Отправляем матроса смотреть вперёд и потихонечку идём на моторе. Большую помощь при плавании в этих местах оказывают белые чайки. Им нравится отдыхать на торчащих из воды пенёчках, отчего пенёчки делаются намного заметнее, и менее опасны для надувного катамарана. Вечером подходим к ключевому участку нашего маршрута – Северодвинской водной системе. Начинается она Топорнинским каналом и первым деревянным шлюзом. На берегу мы увидели аккуратный желтенький домик с цветочками в окнах и приветливую тётю. Мы рассказали ей о своих планах, и она пошла зажигать зелёный огонь в светофоре. А когда мы зашли в шлюзовую камеру, деревянную и совсем не страшную, она взяла у меня верёвку и обернула её вокруг деревянного столбика.
Монастырь
Потом мы шли по Топорнинскому каналу, солнце клонилось к западу, а я Торопилась увидеть Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере в лучах заходящего солнца. Мы красиво и торжественно подходили к монастырю под всеми парусами, и ничего не предвещало самого трагического события всего нашего похода. Я фотографировала, Саша рулил. Вдруг я услышала сильный всплеск, лодка продолжала мчаться под парусами к монастырским стенам, а Саша почему-то барахтался за катамараном в воде. Бросив фотоаппарат, я схватилась за руль, что-то скомандовала Ваське, он быстренько скрутил стаксель, и мы вполне удачно причалили к каменистому берегу. А Саша тем временем прилагал все усилия, что бы пойти ко дну. Он уже сумел освободиться от спасжилета, и даже не собирался плыть к берегу, а почему-то отчаянно тонул. Я совершенно не понимала происходящего, я тогда ещё не знала, что Саша уронил в воду нашу радиостанцию. Он особенно тяжело переживал эту потерю. В его душе еще были свежи воспоминания об утопленном в майском походе Nikone. А я сочла эту утрату за Божий промысел, потому что мы не могли проходить шлюзы Беломоро-Балтийского канала и Волго-Балта без радиостанции. А это означало, что мне больше не придётся скакать на рымы в страшных шлюзовых камерах, и можно жить счастливо, хотя Саша мне и не верил.

За день мы прошли около 75 км.

25.07
Северо-Двинский водный путь. Кубенское озеро.

Ливадия
Выход из Сиверского озера перегораживает наплавной мост. Там в камышах мы подождали две красивые моторные яхты, с которыми ещё накануне вечером договорились пройти первый шлюз. Яхты эти совершали путешествие не помню откуда в Вологду и обратно. Мой разум так и не смог постичь запасы бензина, хранимые у них на борту. Экипаж «Ливадии» предложил нам прокатиться на буксире. Мы опасались застрять надолго в шлюзах Северо-Двинской водной системы, времени на раздумья у нас совсем не было, и Саша отправился на нос лодки привязывать буксировочный конец. Хотя наш катамаран и не разорвало на две части, и почти все головные уборы были пойманы, я до сих пор сомневаюсь в правильности этого решения. Скорость прохождения этого участка маршрута и терзающие меня душевные переживания не позволили мне вдоволь насладиться живописной природой и сфотографировать промчавшиеся вдоль баллона белые лилии. Я даже не смогла точно сосчитать количества пройденных шлюзов, так часто мелькали их створки, а причальную верёвку я и вовсе не выпускала из рук. Душевное равновесие вернулось ко мне после того, как наш катамаран вновь обрёл свободу, а я возможность держаться за румпель и управлять лодкой по своему усмотрению. Это случилось за 6 шлюзом, но номера шлюзов здесь не соответствуют их реальному количеству и некоторые из них двухступенчатые. Дальше нам предстояло пройти ещё около 15 км вниз по реке Порозовице до Кубенского озера. Здесь обнаружился достаточно сильный встречный ветер, и оставшуюся часть дня мы отрабатывали поворот оверштаг. После обеда догнали наших провожатых, они побросали якоря в камышах, то ли любуясь видами безбрежной равнины, то ли опасаясь по такой погоде выходить в озеро. Ещё несколько оверштагов, и перед нами открывается Кубенское озеро. После недолгих размышлений уходим одним галсов к северо-восточному берегу, в надежде найти укрытие от ветра и волн. А вечером мы заметили, как над гребнями волн пролетели два белых катера наших знакомых и быстро скрылись за горизонтом.

За день пройдено около 65 км, из них 40 на буксире, остальное в лавировку.
Кубенское

26.07
Кубенское озеро. Река Сухона.

Кленьканье фала и свист ветра в вантах разбудили Сашу ещё до восхода солнца. Поэтому в 5 утра он уже исследовал угол лавировки катамарана на крутой волне закладывая галсы на просторах Кубенского озера. Саше хотелось подольше побыть на озере, но по прогнозу надвигался встречный шторм и к вечеру мы пересекли озеро, полюбовались на знаменитую церковь на острове и вошли в реку Сухону.

За день пройдено много километров, из них по генеральному курсу около 60 км, частично на моторе.

27.07
Река Сухона. Сокол. Устье реки Вологды.

Сокол
Пред началом самой загадочной части нашего путешествия по реке Сухоне, предстояло последнее техногенное испытание – шлюз Знаменитый. Особый контраст он являл по сравнению с другими шлюзами Северо-Двинской водной системы. Я думаю, что таким шлюзом должна пользоваться вся сказочная нечистая сила, если ей надумается осваивать водный транспорт. Нам не пришлось ждать долго, мы шлюзовались вместе с заржавелой баржей. За что и чем следует держаться в шлюзе, я не совсем хорошо поняла. Но по мере опускания в бревенчатых стенках открывались всё новые и новые замшелые дыры-проломы, и я, как истинная баба Яга, цеплялась за них огородной тяпкой, заменяющей нам запасной отпорный крюк. А в самой шлюзовой камере временами показывалось на поверхности огромное сучковатое бревно. Верхнее течение реки Сухоны место действительно вполне сказочное, вся нечистая сила, обитающая в этих местах, сосредоточена в Соколе. Дальше вниз по течению до впадения Вологды река петляет в ивовых зарослях. Создается впечатление, что катамаран, как заколдованный, катается вокруг небольшого острова. Местность здесь равнинная, берега болотистые, ивовые ветки нависают над самой водой и ничего кроме ивы вокруг не видно. Из прибрежных зарослей выскакивают потревоженные утки и цапли. После впадения рек Вологды и Лежи Сухона становится шире, берега расступаются.

За день прошли 80 км (судя по 5-и км столбикам), генерального курса не обнаружили.
Деревня

28.07
Река Сухона. Шуйское.

Ранним утром продолжаем наш путь. Над рекой клубиться густой туман, видимости и ветра почти нет, медленно пробираемся на моторе. Поворотов становится меньше, ивы расступились, по берега появляются небольшие деревушки. Прошли Двиницу, Шуйское, остановились после впадения реки Стрелицы.

За день прошли 95 км.

29.07
Река Сухона.

Утром снова штиль и туман, днём снова лёгкий встречный ветерок. Продвигаемся вниз по Сухоне. Река стала значительно шире, чаще попадаются песчаные мели, острова. Болота отступили, берега становятся выше и суше. Чаще попадаются деревни. Они располагаются, как правило, на высоком открытом берегу. Видимо местные жители за долгие годы извели весь окрестный лес. Остановились мы не доходя 10 км до Тотьмы.

За день прошли 90 км.

30.07
Река Сухона. Тотьма.

Сухона
Утром прошли Тотьму, это самый большой населённый пункт в среднем течении Сухоны. Есть все виды связи, можно узнать прогноз погоды и даже позвонить домой. Ниже Тотьмы Сухона становится ещё шире и мельче. Попадаются большие валуны и каменистые перекаты. Заметнее становится течение. Начинаются глиняные обрывы. Плавание в этом районе осложняется отсутствием обстановки, лишь изредка торчат из воды забытые вешки. На некоторых участках можно ориентироваться по береговым створным знакам.

За день прошли 90 км.

31.07
Река Сухона.

В нижнем течении река Сухона широкая, но мелкая. Течение достаточно быстрое. Русло реки глубоко прорезает слоистые глиняные берега. Над обрывом по обоим берегам расположены деревни, перемежающиеся хвойным таёжным лесом. Остановились немного не доходя до Полдарсы.

За день прошли 105 км.

1.08
Река Сухона. Опоки.
Великий Устюг. Река Северная Двина.

Опоки
По утреннему штилю проходим Полдарсу. В зеркальной воде на протяжении нескольких километров отражаются огромные штабеля спиленных деревьев. В нескольких местах на штабелях копошатся люди и работают краны. Масштаб лесозаготовок впечатляет и настораживает. Но течение уносит нас дальше. Через 5 км река делает крутой поворот. Здесь знаменитые Опоки. За долгие годы река углубила своё русло на несколько десятков метров, обнажив глины пермского периода. Здесь всегда много туристов, приехавших посмотреть на диковинный слоистый обрыв. Особенно он красив он в заходящих лучах солнца, но мы проходим опоки утром. На повороте здесь настоящий перекат. Очень непросто проходить такие препятствия под парусами. Ниже по течению ещё одно место паломничества туристов – настоящий природный гейзер. Моторки постоянно подвозят новые партии любопытных и здесь оборудованы специальные места для их отдыха, что, по моему мнению, несколько портит окружающий пейзаж. После Опоков река становится глубже и спокойно течёт на северо-восток до впадения в Северную Двину. В трёх километрах от устья по обеим берегам Сухоны располагается Великий Устюг. Не выходя из лодки мы насчитали больше дюжины церквей, монастырей и колоколен, хотя сам город относительно небольшой, и кроме хлебзавода, где вкусно пахло булочками, никакой промышленности мы не заметили. Вечереет, спешим увидеть Северную Двину. И вот перед нами бакен номер 1, позади нас Сухона, справа река Юг, а слева на север по широкой бескрайней равнине несёт свои воды Северная Двина. Сразу обращаем внимание на низкий уровень воды в реке, повсюду обширные песчаные мели, косы, острова. Пройдя по Северной Двине около 10 км, причаливаем к одному из многочисленных островов. Дети счастливы, они готовы часами носиться по безлюдным песчаным пустыням с небольшими барханчиками.

За день прошли около 100 км.

2.08
Северная Двина.
Вычегда
Река Вычегда, река Уфтюг.

После своего главного притока реки Вычегды Северная Двина становится вдвое шире и полноводнее. Здесь уже нет слоистых глиняных обрывов, за широкой полоской песчаных пляжей вдалеке виднеются сосны. Днём прошёл небольшой дождь, после него через всю реку за кормой долго висела красивая радуга. К вечеру дошли до впадения Уфтюга, дети придумали лазить по песчаному обрыву и жечь на берегу костёр, чтобы разогнать надоедливых комаров. Это был второй костёр за весь поход, еду мы готовили на катамаране.

За день пройдено 115 км.

3.08
Северная Двина.
Река Уфтюг – река Ерга.

Землеройка
Нас окружает равнинный однообразный пейзаж с огромным количеством песка. Плавание стало бы скучным, если бы не приходилось постоянно следить за направлением судового хода, причудливо извивающегося между островами и мелями. На реке проводятся дноуглубительные работы. Посреди судового хода стоит красивый кораблик, а от него к берегу тянется длинный-предлинный хвост, из которого выплёвывается песок. Днём нас порадовала небольшая туча, из которой громыхнуло, и на некоторое время подул долгожданный ветер. Остановились на острове, после впадения реки Ерги, немного не доходя Верхней Тоймы.

За день прошли 100 км.

4.08
Северная Двина.
Верхняя Тойма. Рочегда.

Просыпаемся с утра от кленьканья генакер фала. Наконец-то мы дождались ветра. Ветер хоть и встречный, исправно дул весь день и позволил нам пронестись в лавировку между мелями 140 км. Днём промелькнули достаточно большие населённые пункты с паромными переправами. Самый большой из них – Рочегда.

За день пройдено 140 км.
Пещера

5.08
Северная Двина. Березник.

Дует холодный северный ветер. Погода меняется. Меняются и берега Северной Двины. После впадения реки Ваеньги и Большой Шеньги по правому берегу к Северной Двине подступает каменистый обрыв, поросший еловым лесом. Песчаные пляжи исчезают, течение становится быстрее. Река поворочивает на север и течёт здесь в скальном каньоне. Любуюсь красивыми берегами. Неожиданно моё внимание привлекает странно торчащий обломок скалы, отбрасывающий слишком сильную тень. Причаливаем. Торопливо вскарабкиваюсь по склону и обнаруживаю под скалой вход в настоящую пещеру. Пещера вполне безопасна, сложена твёрдыми кристаллическими породами, в которых вода промыла замысловатые ходы. Под ногами хлюпает вода и чавкает глина. Дети счастливы извозиться в грязи, они протискиваются в узкую щель и находят там запасной выход. Саша тем временем исследует главный проход. Он зовёт нас к себе, и мы по очереди увязаем по колено в липкой глине. Вытаскиваем сначала детей, потом их сапоги, потом меня. При свете фонарика я вижу, во что превратились дети и отправляю всех купаться в Северную Двину. Тем временем стемнело, остатки грязи мы отмывали ещё несколько дней.

За день прошли 115 км.

6.08
Северная Двина.

Каменистые обрывы тянуться до впадения рек Емцы и Пиньгиши, а после уступают место поросшим травой глиняным берегам. Мелей больше нет. По прежднему дует холодный северный ветер, идём влавировку. Остановились на острове после впадения реки Обокши.

За день прошли 100 км.
Буксир

7.08
Северная Двина.

Утром реку укутал холодный туман, небо заволокли серые тучи. Дует обычный встречный холодный ветер. Дети не очень-то хотят выбираться из рубки. Я придумала с утра соревноваться с буксиром, который тянул за собой три баржи с лесом. Утром Саша отпустил его вперёд, а я полдня гналась за ним влавировку. На одном галсе пришлось немножко увалится, чтобы пройти у него за кормой. Потом мы его отпустили, но вечером догнали снова и махали друг-другу руками, как старые знакомые. В сумерках чуть было не въехали в сети, которыми была перегорожена вся река, свободен был только узкий фарватер. Остановились как обычно на острове, и дети тут же принялись разрушать всеми способами его обрывистый берег.

За день прошли 90 км.

8.08.
Северная Двина.

Гоголь
Ещё ночью ми почувствовали неладное. Подушка почему-то уползала из-под головы. Утром всё прояснилось. Катамаран стоял на песчаном дне, а до реки было несколько метров. Начались отливы, а ведь до Архангельска ещё около 50 км. Особым терпением я никогда не отличалась, поэтому с помощью запасного отпорного крюка – огородной тяпки принялась рыть подкоп. Подкоп был наполовину готов, когда проснувшийся Саша принялся убеждать меня словами в бесполезности этого занятия. Потом сжалился и столкнул катамаран по каткам в воду. Северный встречный ветер усилился, и разогнал небольшую волну. За день мы видели два чуда. Первым чудом оказался табун скачущих коров. Коровы и несколько лошадей спокойно паслись на берегу на зелёной травке. Но при виде катамарана или по другой причине поскакали галопом вдоль берега и скрылись за холмами. Вторым чудом был «Н. В. Гоголь» — самый старый сохранившийся пароход России, всё ещё находящийся в эксплуатации (построен в 1911 году). Он стоял у берега в Малых Карелах и казался ненастоящим, а вечером того же дня был замечен в Никольском рукаве. Вечером подошли к Архангельску, пролавировали на зарифленных парусах между стоящими на якоре баржами и подивились на морские корабли у причала. Пополнив запасы продовольствия, в последний раз пересекаем опасный фарватер и спешим спрятаться в Никольском рукаве. Там мы и бросили якорь в камышах у левого берега.

За день прошли около 70 км.

9.08.
Белое море. Двинский залив.
Никольский рукав - Сюзьма

Проснулись утром в незнакомом месте. Внимательно осмотревшись, Саша пришёл к выводу, что за ночь мы продрейфовали на якоре к другому берегу протоки и пересекли судовый ход. Решаем больше так никогда не делать, зарифливаем паруса и начинаем новую битву с северным ветром. Вспоминем наш прошлый беломорский опыт. Стараясь пользоваться приливными течениями, влавировку проносимся над мелями. Замечаем впереди белый бакен, правим на него. Оказывается это не бакен, а лежащая на мели яхта. Проходим максимально близко, с яхты помощи никто не просит, да и помочь мы особо не чем не можем, поэтому продолжаем наш путь к Белому морю.
Фрези Грант
Огибаем заградительные сооружения из сетей, проходим маяк на острове Ягры и вот перед нами Белое море. Северный ветер немного поутих, но успел разогнать приличную волну. Саша радуется, а дети невеселы, не очень-то им понравилось это серое безбрежное скопище волн. Они озираются по сторонам, но берег где-то очень далеко. Срезаю Северодвинск, правлю севернее секретной военной части, примерно на Сюзьму. Непросто в море без GPS, используем запасной вариант с наладонником, у которого серьёзные проблемы с контактами. Замечаю на горизонте около берега паруса и начинаю гонку. Ветер почти совсем стих, стараюсь получше настроить паруса и через полтора часа мы догоняем Фрези Гранту из Северодвинска. Вечереет, берём тримаран на буксир и на моторе подходим к берегу. Причалили в устье небольшого ручья, немного не доходя Сюзьмы. Вечером общаемся с Северодвинцами, узнаем о возможных местах стапеля. По вечернему приливу стаскиваем лодку подальше в воду, за полосу прибоя и ложимся спать.

За день прошли около 60 км.

10.08.
Белое море. Двинский залив.
Сюзьма - Яреньга

Дети
По прогнозу обещают ухудшение погоды, но утром небо ясное, снимаемся с якоря и машем Северодвинцам. Они очень удивились, наверное думали, что мы начнём причаливать, завтракать. Вообще очень много времени экономит завтрак на борту, это мы поняли ещё на Тайфуне. А если не надо устанавливать-убирать палатки, переносить и упаковывать огромную кучу всяких вещей каждый день, то можно без особого труда проходить значительные расстояния. Хотя мы достоточно часто причаливаем к берегу попрыгать-поиграть. Но это было на реке, а теперь нас от берега отделяет полоса пибоя. К обеду начался обещанный ветер, который незамедлил пригнать большие волны. С завистью наблюдаю за белой чайкой, которая прогуливается по песчаному берегу, и на мои глаза наворачиваются слёзы. Дети, как обычно, полностью разделяют все мои мысли и чувства. Сердитый Саша по очереди переносит нас на твёрдую землю. Вообще в этом месте Белого моря со мной традиционно случается сильный приступ морской болезни. Не обошлось и в этот раз. Проверенное средство – румпель. Проходим Унскую губу, уходим подальше в море, чтобы не зацепится за мель. И продолжаем ехать вдоль прибоя. Вечереет. Саша пытается накормить детей ужином и укладывает их спать. Решаем, что делать дальше. Причалить мы никуда не можем, ближайшее возможное укрытие в Яреньге. Стемнело, к полуночи подошли к Яреньге. Кто-то что-то кричал, на горе ярко горел костёр. Я подумала, что это добрые люди заметили наши ходовые огни и сигналят. Но в кромешной тьме без GPS найти устье Яреньги почти невозможно. Подходим поближе к полосе прибоя и снова отходим подальше в море. Я ухожу спать, Саша остается на ночной вахте. Отходит подальше от Яреньги и бросает якорь в море, включает стояночные огни и тоже идет спать. Лодка болтается на волнах.

До Яреньги пройдено около 65 км.

11.08.
Белое море. Двинский залив.
Яреньга – Тимофеев Наволок

Тимофеев наволок
В 5 утра, когда рассвело, Саша заводит мотор. Но скоро спускается густой туман и видимость снова приближается к нулю. Проходим Лопшеньгу. Ориентируемся по шуму прибоя. Сыро и холодно. Саша придумал готовить завтрак, я всё ещё страдаю от морской болезни. И тут выясняется, что у нас закончился газ. Переходим на аварийный вариант приготовления пищи в ведре с вмонтированной в днище мультитоплевной горелкой. Это ведро мы изготовили для беломорского похода 2005 года. Не газовая плита, но кашу сварить можно. К обеду на корабле начинается бунт. Экипаж во главе с капитаном требует твёрдой земли под ногами. Пытаемся причалить в устье Усть-Яреньги. Речка оказалась для нас мелковата. Катамаран болтается на привязи в прибойных волнах. Готовим на берегу обед и отправляемся искать укрытие от волн получше. Решаем дойти до Тимофеева наволока. Судя по карте, там начинаются береговые неровности. В полдевятого вечера лодка въезжает на песчаный берег, экипаж счастлив. Но вскоре Саша обнаруживает на песке медвежьи следы, а накануне прошёл сильный дождь. Чтобы экипаж не разбегался далеко от катамарана и не был съеден медведем, придумываю печь блины. На это и ушёл остаток вечера. А на ночь Саша развёл на берегу костёр внушительных размеров, что бы медведи могли погреть лапы, если ночью придут к нам в гости.

От Яреньги до Тимофеева Наволока около 50 км.

12.08.
Белое море.
Тимофеев Наволок – о-ов Анзерский

Анзерский
Пока все спали, на остатках медвежьего костра приготовила завтрак и отчалила от берега. К полудню подходим у Ухтнаволоку, а за ним виднеется полоска Онежского залива. Причаливаем перед мысом для обеда и утренней прогулки. Оцениваем погоду и решаемся на пересечение Восточной Соловецкой Салмы. Дует ровный юго-западный ветер, на горизонте в туманной дымке еле различим Анзерский остров. Прошли примерно полпути, начался прилив, ветер немного усилился, в салме образовались странные крутые волны, вроде сулоя. Под катамараном что-то громко шёлкнуло и забурлило. Лодка вроде не развалилась, Саша запихнул голову под трамплин и некоторое время оценивал масштабы катастрофы. Потом задёргал ногами и вытащил кусочек швертовой верёвки. Она перетёрлась в районе кормовой балки. С помощью гибких и тонких Васиных пальчиков удалось привязать остаток верёвки, и временно закрепить шверт в опущенном положении. Вечером подошли к восточной оконечности Анзерского острова и пошли вдоль его северного берега, скрываясь от свежего юго-западного ветра. Остановились в небольшой бухточке в средней части острова. Саша одел гидрокостюм и отправился чинить шверт, а мы пошли на прогулку по заповедному острову. Я срого-настрого запретила детям собирать грибы, которые растут здесь в бесчисленных количествах, поэтому они принялись собирать камни и прятать их от папы в разных местах катамарана. Саша тем временем нанырялся в прозрачной воде, вытащил оттуда вязанку морской капусты и принялся готовить из неё праздничный ужин. После долгих истязаний морская капуста была отправлена на волю, обратно в синее море.

За день прошли около 50 км.

13.08.
Белое море.
О-ов Анзерский – о-ов Соловецкий

Дует свежий юго-западный ветер. Под прикрытием берега подходим к Троицкому мысу. Дальше предстоит пересечь небольшой пролив между Анзерским и Соловецким островом – Анзерскую салму. Из пролива дует сквозняк, пик отлива, пробираемся в лавировку между мелями. Чтобы улучшить угол лавировки Саше понадобилось разлифливать грот, тем временем нас почти сносит на мель. Подходим к Соловецкому острову. Здесь ветер заходит с запада и станосится встречным. Идём в лавировку вдоль северного берега Соловков. В море волны, делаем короткие галсы в тени берега. С юго-запада приходят серые тучи. Огибаем Соловки и заходим в мелководную Белужью губу на западном берегу острова. В губе много камней и тухлых водорослей. Здесь Саша решил устроить экологическое бедствие и сменить магниевые аноды в нашем источнике электричества. Израсходованные аноды дети безуспешно пытались поджечь в костре. Дров на берегу мало, вода в ручье полупресная, но вверх по тропе есть источник настоящей пресной воды.

За день прошли около 40 км.

14.08.
Белое море. Онежский залив.
Соловецкие о-ва – о-ва Кузова

Кремль
Утром огибаем мыс Белужий и подходим к Соловецкому причалу. Здесь мы с Сашей были в 2002 году на Ветре, и тогда же осматривали местные достопримечательности. В 2005 случайно проскочили мимо, а теперь решили показать Соловецкий кремль детям. Тиме очень понравилась монастырская стена, он вообще любит всё большое и крепкое. Саша остался на лодке, подходим с детьми к главному входу и наблюдаем группу женщин, одетых в монастырскую «спецодежду». Неуёмная гордыня не позволяет мне надругаться над своим внешним обликом, а врождённое благочестие не позволяет осквернить монастырские земли своим неуважением христианских традиций, поэтому возвращаюсь на лодку. Территорию Соловецкого Кремля дети исследовали под предводительством папы. Они проникли почти во все недозволенные места и получили всего три предупреждения о том, что без группы там бывать неположенно. Дети остались довольны. А я тем временем имела редкий шанс без особых помех как следует убраться на лодке и просушить отсыревшие вещи. Во икупление грехов Саша поручил мне также приготовить рабочий раствор для батареи и разобраться со всеми проводами в электрическом ящике. А ещё следить за тем, чтобы лодка не тёрлась о камни и многое другое прочее. В завершение всех дел я нечаянно подожгла нечаянно пролившийся бензин. Вернувшийся экипаж застал меня с огнетушителем в руках. Воспользоваться я им не успела, бензин выгорел сам собой. После обеда отчаливаем в сторону Кузовов. Погода тихая. Идём не спеша, любуемся миражами. Вдруг кто-то замечает вдалеке паруса. Чудесная лодка непонятной конструкции. Пришлось поднастроить паруса, поймать немножко ветра и догнать эту лодку. А потом взять на буксир, тащить ее к Кузовам и следить, чтоб не развалилась и не утонула раньше времени. Ребята из Перьми ходили по Карелии на сплавных катамаранах, а потом придумали сделать из них тримаран, прикрепить к нему мачты с парусами и сходить на Соловки. Отважные ребята, хорошо, что мы их вовремя встретили. На закате подходим к Кузовам. Из-за острова выезжает моторка, и прямиком к нашей эскадре. Люди с моторки торжественно объявили что на Немецком Кузове всё куплено, перечислили расценки на все возможные услуги, такие как ночёвка на берегу, экскурсия по острову, дозаправка пресной водой, дровами и прочее. На наши вопросы ничего вразумительного не ответили, сказали только, что власть принадлежит не им, а они только за порядком следят и уехали. На южном берегу Немецкого Кузова располагался базовый лагерь геперборейской экспедиции Голубева. Подошли к ним, немножко пообщались, проконсультировались и перечалились на Русский Кузов, ближе к его юго-восточной оконечности.

За день прошли около 45 км.

15.08.
О-ва Кузова. Дневка.

Тримаран
Ребята из Перми ночевали с нами. Вечером они признались, что и не чаяли к ночи до земли добраться, а собирались ночевать посреди моря на своём судне. К слову сказать, палубы там не было, а было несколько привязанных поперёк баллонов ёлочек. Баллоны к утру совершенно сдулись, ребята их накачали и под мелкоморосящим дождём отправились в Беломорск, получив от меня на прощанье список GPS точек возможных мест укрытий. Героические оказались ребята. Тем временем моральные силы нашего экипажа были на исходе. Холодный ветер и моросящий дождь не добавляли оптимизма. Даже Васька как-то вечером повсхлипывал по поводу сильно отсыревшего холодного спальника. Ветер изменился на северо-западный, перечаливаемся в более удобную и защищённую юго-восточную бухту. Объявляю днёвку, и чтоб хорошенечко всё обдумать ухожу гулять под проливным дождём по Русскому Кузову. По отрогу выхожу на его плоскую вершину, исследую там какие-то странные сооружения и не замечаю, как опускается густой туман. Сидеть и ждать пока он развеется терпения у меня нет, некоторое время бреду наугад и выхожу к обрывистому склону Южной бухты. Сориентировавшись, благополучно возвращаюсь в лагерь. В лагере под мокрым тентом на сыром брёвнышке сидят дети и читают свои книжки. Под тем же тентом «сушатся» на верёвке сырые спальники. Для поднятия боевого духа кормлю экипаж сытным обедом и вывожу мальчишек на вечернюю прогулку по отрогу. Мы провожаем солнце и возвращаемся в лагерь. Вариантов продолжения похода у нас несколько. Первый, запланированный, и в создавшихся условиях неосуществимый – вернуться своим ходом Беломоро-Балтийским каналом. В серьёз он уже не рассматривается даже Сашей. Второй вариан Сашин – вернуться в Северодвинск, отправить лодку грузоперевозкой и самим уехать в Москву из Архангельска. Этот вариант не нравится мне при условии северо-восточного шторма. Третий вариант – покататься по Онежским шхерам и уехать из Северодвинска. На Онежские острова особенно хотелось Ваське, они ему полюбились ещё в 2005 году. Но сейчас даже ему больше хотелось домой, чем на Перхлуды. Четвёртый вариант - встретиться с Ильёй Лукомским, который прислал сообщение с Сумского Пасада, и попробовать сняться вместе с ним. Для начала решаем встретиться с Ильёй. Местом встречи назначили остров Осинки, куда договорились прийти 16 августа.

16.08.
Белое море. Онежский залив.
О-ва Кузова – о-ов Осинка.

Кузова
Погода прояснилась, утром дети гуляли с папой, фотографировали окрестности и ели ягоды. Днём выходим в направлении острова Осинки. Как настоящий штурман вычисляю курс и рулю по компасу. Конфету тому, кто первый заметит маяк. Саша пересылается с Ильёй SMSками. Подходим к Осинке под всеми парусами. В Южной бухте уже стоит Котоярви, из-за острова выезжает «Белая Ночь». Красиво проходим вдоль берега, делаем галс и причаливаем в соседнюю бухточку. Дети высаживаются на берег. С Котоярви они уже знакомы, как-то осенью мы катались с Ильей по Иваньковскому. Нельзя назвать моих детей патриотами, больше всего им нравится комфорт Котоярви. Тимка первым делом падает с большого камня в большую лужу и подворачивает себе ногу. Потом мы сходили к почти совсем развалившемуся маяку. А вечером жгли большой костёр. Тимка снова провалился в большую лужу, и мы пошли спать.

За день прошли около 45 км.

17.08.
Белое море. Онежский залив.
О-ов Осинка – м. Разнаволок.

Котоярви
Сложно ходить большой эскадрой. Никогда нельзя понять, что не уме у других капитанов. Всё было вроде спокойно, Саша отправился нырять и доставал детям морских звёзд. Чайки подумали, что это тюлень ловит рыбу и кружили над ним большой стаей, я фотографировала чаек. Вдруг на соседних лодках случилась суматоха, они завели моторы и начали дружно отчаливать. Оказалось, они получили не очень хороший прогноз погоды и отправились стапелятся в Разнаволок. На горизонте и правда показались тёмные тучи. Батарейка в нашей метеостанции села ещё в середине похода и за графиком давления, как мы это обычно делаем на море, следить у нас не было никакой возможности. На всех парусах торопимся за Котоярви. Ветер стихает. Саша заводит мотор, но Котоярви постепенно превращается в белую точку. Засекаю компасный курс и вовремя. Начинается проливной дождь. Видимость резко падает. Ветра почти нет. В палатке по неизвестным причинам образуется наводнение. Совершенно промокли все детские «почти сухие» вещи и спальники. Гром грохочет всё ближе, отдаю румпель Саше и вижу яркую молнию, которая явно целилась в нашу мачту, но мы успели проскочить, и молния воткнулась в море за нашей кормой. Подходим к берегу, дождь вроде стихает, замечаем белую точку Котоярви и направляемся к ним. Причаливаем южнее мыса Разнаволок. Примерно здесь мы стапелялись в 2005 году на Тайфуне.

Прошли оставшиеся 17 км, остаток дня мы с детьми провели в сухой и тёплой рубке Котоярви.

18.08. – 19.08.
Мыс Разнаволок. Стапель.

Котоярви
Погода улучшаться не собирается. Переночевав на берегу в мокрой палатке начинаем разбирать лодку. Всё небо заволокли серые тучи, временами моросит дождь. Дети прячутся под общим тентом, подъедают там неучтённые припасы Ильи Лукомского. Пока капитаны разбирали свои лодки, экипажи придумали праздновать окончание похода. И праздновали его ещё пару дней, а может и недель. Большую часть времени они проводили вне лагеря или спали в своих палатках, и лодки разбирать почти не мешали. На ночь дети напросились в ещё не разобранную, но в уже опустевшую рубку Котоярви. И тут разразилась буря. Нос Котоярви стоял на песке, а корма болталась в пришедшем море. Лодка скрипела, и трещала, и подпрыгивала от ударов прибойных волн. Я проснулась от сильного приступа морской болезни и поспешила эвакуироваться на свежий воздух. Заодно оценила обстановку. Обстановка была не очень, но если Илья ничего не предпринимал, то либо нам ничего особо не грозило, либо ничего нельзя было предпринять. Упаковав в первом приближении все свои вещи, помогаем Илье справиться с баллонами Котоярви. В жизни своей не видела ничего более страшного, чем эти мокрые 9и метровые чудовища. После обеда приехала машина. Туда загрузили все вещи. Машина просела, прогнулась, но, ко всеобщему удивлению, поехала. А вечером мы смогли купить билеты на вечерний дополнительный поезд, и нам даже не пришлось ночевать на вокзале. 20 августа мы были уже дома в Туристе, сдали детей бабушке и отправились обратно в Москву забирать у Ильи нашу лодку.

Вернуться к оглавлению