Вернуться к оглавлению

ВЫВОДЫ И ПОЖЕЛАНИЯ.

Немного о доработках катамарана.

Проклейка баллонов.

Проклейка нижней трети баллонов ПВХ тканью плотностью 600 г/кв.м. В принципе, это необязательно, но при причаливании и таскании катамарана по камням так спокойнее.

Транцы на нашем Тайфуне были вклеены одной только бескордовой лентой ПВХ и легко повреждались в этом месте. Пожалуй, это самая опасная недоработка катамарана. Маленькая незаметная дырка могла легко разъехаться на ходу.
Мы дополнительно проклеили транцы полоской ПВХ, выкроенной в виде сегмента усеченного конуса.

Проклейка малых бортовых баллонов для использования их в качестве катков при вытаскивании катамарана на берег. При помощи этого приспособления я полностью вытаскивал 160 килограммовый разгруженный Тайфун на берег. А вдвоем с Машкой мы могли справиться даже с загруженной лодкой.

Палатка.

Палатка из ПВХ под стакселем с двумя большими карманами для генакеров на крыше и карманом для карт под крышей.
Совершенно необходимая доработка для больших походов. Хотя палатка представляла собой тент без дна, негерметичный снизу, зато она обеспечивала на ходу 2 спальных места и позволяла идти вахтами. Как ни странно в палатке было сухо и сладко спалось практически в любую погоду. Кроме того, палатка защищала от брызг на большой скорости всех, кроме рулевого, сидящего на наветренном баллоне.

Такелаж.

Два генакера.
Один шел в комплекте к Тайфуну и имел полноту, позволяющую эффективно ходить полными курсами. На чистом фордаке приходилось лавировать. Попытки использования подобия реи к успеху не привели. Наше путешествие сопровождалось слабыми попутными ветрами, поэтому этот парус поднимался довольно часто.
Второй, генкер был спректирован, специально, чтобы ходить острыми курсами. Мы использовали его на галфвинде и бейдевинде. Этот генакер использовался в походе немного реже. Но при желании он позволял даже успешно лавировать, при ветре около 1-3 м/с. При усилении ветра он уже не давал прибавки к скорости и мы его убирали. На попутных курсах он заметно проигрывал пузатому генакеру и нам приходилось часто менять передние паруса. Конечно, обычная генуя была бы эффективней, но она требует набивки передней шкаторины и шьется обычно из более плотных материалов, не позволяющих так просто запихать парус в мешок.

Второй ряд рифов на гроте.
Для него к парусу были вручную пришиты боуты и стропа для крепления шкотового угла. Тем не менее, площадь наглухо зарифленного грота все равно была слишком большой для хождения полными курсами при ветре больше 15 м/с, а удлинения паруса не хватало для хорошей лавировки. Но на острых курсах положение спасал штормовой стаксель, а на полных курсах можно было использовать только стаксель без грота.

Две нижние латы на гроте были заменены на новые, сделанные из крестообразного профиля. У остальных лат была обрезана тонкая часть, и они были заново спрофилированы. В результате грот был оборудован комплектом жестких лат, которые лучше всего работали при сильном ветре. Нужно отметить, что комплект лат, сделанный из более тонкого чечевичного профиля, лучше работал при слабом ветре и был более универсальным.

Гротафал с кевларовым сердечником жестко держит топовый угол. Строительная веревка, которой был укомплектован штатный Тайфун, постоянно растягивалась и заставляла часто перенастраивать парус.

Снасть натяжения передней шкаторины грота-стрижа, с проводкой в 2 лопаря и щелевым стопором с крючком для быстрого взятия рифов. Эта снасть, аналогично оттяжке Канингхема помогает убрать пузо паруса и разгладить складки по передней шкаторине. Вместе с оттяжкой гика и жесткими латами она помогает превратить парус в жесткое крыло с не очень плохой аэродинамикой.

Удлиненный гик-уишбон.
Был дополнительно заказан в Тритоне, т.к. штатного не хватало для полноценной набивки паруса при взятии рифов.

Таль натяжения гика в 2 лопаря.
Это основная снасть для регулировки пуза паруса, за счет изгиба мачты. При сильном ветре позволяет быстро превратить грот в доску и сильно уменьшить кренящий момент на острых курсах. Правда, даже при двух лопарях у девушек не хватало сил полностью выбрать ее как следует, хотя я справлялся с ней без труда.

Штормовой стаксель полтора квадратных метра, поднимается на отдельном стальном фале с набивкой в 2 лопаря. Очень хорошо проявил себя даже при не очень сильном ветре от 6 м/с. Похоже, штатный стаксель на нашем Тайфуне далек от совершенства. Насколько я знаю, сейчас Тайфуны выпускают с немного другими парусами.

Штатный тросиковый погон блоков стаксельшкотов заменен на веревку с кевларовым сердечником. Блоки стаксельшкотов теперь можно двигать по погону на схватывающих узлах для выбора оптимального положения. Такая система уже 2 года работает безупречно, но ее необходимость на Тайфуне сомнительна. В отличии от Ветра, на штатном Тайфуне блоки стаксельшкотов расположены почти оптимально.

Кулачковые стопора для браса генакера и талей шверта. Вещь очень удобная, но нужно стараться сохранять бдительность и держать свододный конец браса в руке.

Вставка из тонкой веревки для крепления генакера к генакерфалу. Была отрегулирована на разрывное усилие около 140 кг и должна была оборваться при опрокидывающих нагрузках на генакере. Правда, за весь поход этого не произошло.

Прочее.

Усиленный центральный шверт на карданном подвесе с проводкой талей подъема-опускания в 2 лопаря. Сейчас штатные Тайфуны выпускаются примерно с таким же швертом. Это намного удобнее, чем два шверта, которые были у нас год назад. Центральный шверт намного проще в управлении, надежнее, и позволяет немного управлять центровкой на ходу при смене парусов.

Все крепления рулевого подвеса были дополнительно протянуты веревками.

При сборке катамарана в местах состыковки стрингеров требуется заворачивать вторые контрящие гайки, иначе этот узел разбирается даже за один переход на волнении.


Основные впечатления от парусного катамарана Тайфун.

Выводы.

Я думаю, что Тайфун можно использовать для длительных походов по морским акваториям даже без переделок. Но перед этим очень желательно хорошенько покататься хотя бы один сезон в более безопасных местах в жестких ветро-волновых условиях, чтобы хорошо изучить характер данного конкретного экземпляра и выполнить необходимые доработки по своему вкусу. Производители все время совершенствуют конструкцию судна и поэтому трудно дать конкретные рекомендации по доработке.

Одно из основных достоинств Тайфуна, очень прочная рама, которая не разрушается даже при откручивании гаек и обрывах паука.

Самыми слабыми местами нашего Тайфуна оказались транцы баллонов и крепление рулевой коробки. Талрепы рулевых оттяжек не имеют шарниров и могут сломаться по сварке. Рулевая поперечная балка постепенно изгибается вверх, ослабляя оттяжки. Кроме того, известен случай разрушения заделки продольной рулевой укосины. Наверно, этот узел достаточно надежен на ровной воде, но длительные динамические нагрузки могут его разрушить.

Скорее всего, для загруженного Тайфуна вероятность оверкиля при опытной команде не очень велика. Наибольший риск, пожалуй, составляет возможность выпасть за борт на большой скорости при волнении.

Оптимальный экипаж для длительных походов на Тайфуне это 2-3 человека. В нашем случае катамаран был немного перегружен, хотя у нас оставались некоторые резервы для оптимизации снаряжения и продуктов по весу.

Пожелания.

Значительным улучшением было бы оборудование Тайфуна штевневыми баллонами без жестких вставок, как это делается сейчас на новых Ветрах. Такие поплавки обладают лучшими ходовыми качествами на волнении и позволяют увеличить грузоподъемность.

Кроме того, в длительных походах была бы очень полезна палатка под стакселем. Тент, вырезанный из одного плоского куска ПВХ не очень дорог, зато значительно повышает обитаемость. У нас такой тент подвязывался к мачте, но в промышленной конструкции можно было бы предусмотреть одну или две дуги.

Очень интересен был бы вариант Тайфуна с бермудским парусным вооружением. Использование бермудского грота практически не поднимет центр парусности, по сравнению со стрижем, при том, что гик будет достаточно высоко над головой. Зато бермудское вооружение более совершенно, чем стриж. Кроме того, бермудский гик мог бы использоваться на стоянках для растягивания тента над трамплином и он лучше убирается в упаковку.

Верхом мечтаний был бы выпуск Тритоном новой модели катамарана для походов, которая имела бы примерно такой же вес как Тайфун, в пределах 160 кг, бермудское вооружение от 15 кв. м. и размерения 22 фута в длину и 12 футов в ширину, примерно как у Куликовской модели Байкал 22.
При этом желательно, чтобы верхние стрингера и трамплин были горизонтальны. Верхние стрингера могут проходить по внешним габаритам баллонов, увеличивая полезную площадь катамарана и остойчивость при размещении экипажа на наветренном борту.
Может быть, для походного катамарана можно было бы предусмотреть жесткие релинги в силовой схеме. К ним было бы удобно цеплять страховочные лини и держаться за них на волнении.
И для повышения комфорта и клиренса на волнении нужны более высокие шпангоуты. Такая лодка могла бы занять в нашей "морской" стране нишу небольших крейсерских яхт, значительно превосходя их по скорости, мореходности, пасажировместимости, а главное, по стоимости владения и возможности использования на разных акваториях.


Несколько слов о специальном снаряжении.

Цифровая фотокамера DSC-F707.

Была подарена моим братом на рождение ребенка. Игорь купил ее в Германии, когда она только начала выпускаться, и до сих пор остается не самой худшей.
Для меня ее единственными недостатками являются не очень высокое быстродействие и слабый автоматический баланс белого. Но мы допустили досадную ошибку. Перед походом мы сначала собирались взять вторую цифровую камеру, но что-то не сложилось, и я не докупил дополнительную флешку, поэтому количество кадров было ограничено. Не знаю у кого как, но у меня хорошие снимки получаются когда я не экономлю память, а снимаю каждый сюжет раз по 5 и достаю камеру при малейшем намеке на интересный снимок.
К тому же мы быстро двигались, были загружены лагерными работами и управлением катамараном. В результате в нашем экипаже не оказалось штатного фотографа. Так что, если бы мы подошли к этому делу более серьезно, хороших снимков было бы намного больше.

GPS Foretrex 101.

Проявил себя самым лучшим образом. Постоянно использовался для прокладки и удержания нужного курса. Надевается на запястье или на плечо, как часы. Это очень удобно, потому что рулевой может контролировать курс или сообщать навигационные параметры, не отпуская румпеля и шкота.
Работает от 2-х пальчиковых аккумуляторов формата ААА. Одной зарядки хватало в среднем на полтора ходовых дня. Наши аккумуляторы имели емкость по 850 mah. Режим экономии батарей не использовался. Трек был настроен на автоматическое сохранение точек маршрута через каждые 300 м. Это позволило сохранить весь маршрут в памяти компьютера. Кстати, компьютерный шнур для этого прибора можно легко сделать, припаяв стандартный разъем к обычному кабелю, отрезанному от старой мышки.
Одометр gps накрутил за поход 1230 км.
Средняя скорость 5.7 км/ч.
Средняя скорость перемещения 6.0 км/ч.
Максимальная скорость 19.8 км/ч.
Прибор включался сразу после отчаливания и выключался на берегу. Мы не выключали прибор во время штилей, поэтому реальная скорость движения чаще всего была в районе 6-12 км/ч.

Оборудование для подзарядки.

Приборы для подзарядки. Оборудование для зарядки аккумуляторов спутникового телефона, GPS, фотоаппарата, мобильных телефонов, было приобретено здесь http://vampirchik-sun.nm.ru

Все оборудование активно использовалось и отработало без сбоев. Зарядка пальчиков ААА занимала обычно не больше 2-х часов на солнце. Только для 10-ватной батареи желательно иметь специальный зарядник на 4 батарейки. Хотя, конечно, можно было бы купить 2 обычных зарядника.

Фотокамера заряжалась за поход 2 раза, часов за 5. Похоже, она имеет встроенный систему управления зарядом, который позволял использовать Вампирчик как источник напряжения.

Также и со спутниковым телефоном. Но его встроенный аккумулятор заряжался напряжением 9 вольт. Максимальный ток зарядки от вампирчика, подключенного к 4В на выходе солнечной батареи, на ярком солнце получался 350ма. Это позволяло зарядить спутниковый телефон часов за 6-7. Зато за 2-3 дня работы с sms сообщениями, спутниковый телефон снова опустошал батарею.

Мультиметр в основном использовался для точной установки напряжения на выходе преобразователя, так как движок на Вампирчике довольно грубый.

На всякий случай мы взяли с собой некоторый запас обычных батареек для gps и батареек для "переливки" в аккумулятор спутникового телефона. Но они не понадобились. Для gps нам хватило трех пар аккумуляторов по 850mah.

Мы брали также аккумуляторы для вампирчика, но не использовали их, так как все время подключали Вампирчик прямо к солнечной батарее. Только для одной зарядки спутникового телефона пришлось бы перелить через вампирчик несколько пар пальчиковых аккумуляторов.

Данное оборудование имеет небольшой вес и высокую надежность, но возможно для парусного катамарана имеет смысл собрать более тяжелую и мощную систему с большей солнечной батареей и кислотным гелевым аккумулятором, заряжаемым прямо от батареи. Желательно чтобы на выходе этой системы имелся преобразователь напряжения с 12 вольт со встроенным электронным мультиметром.

Спутниковый телефон.

Спутниковый телефон формата globalstar Ericsson R290 был взят в аренду частным образом.

Основные достоинства:

Недостатки: