ДНЕВНИК ПОХОДА.
Художественное описание.

Все забыл и ничего не успел! Эта мысль не давала мне покоя в последний день перед походом.
Накануне, я вернулся с работы домой – на дачу в 50 км от Москвы, после очередной сдачи проекта. Так что, почти вся нагрузка по сборам пришлась на жену. Хотя и на мою долю тоже осталось достаточно дел.
Нужно зарядить фотоаппарат, пару телефонов, запасные аккумуляторы. Проверить новую солнечную батарею и зарядные устройства со всей электроникой. Собрать оставшуюся часть деталей для ремонтного комплекта. Скопировать в МР3 проигрыватель английский и немного музыки, вытащить со второго этажа тщательно уложенные женой упаковки. Позвонить в Беломорск, договориться насчет машины. Научиться пользоваться и проверить только что арендованный спутниковый телефон. За 4 часа до выхода, сидя на крыше дома, я пытаюсь отправить sms-сообщения к себе на электронную почту. А потом бегу таскать тяжеленные рюкзаки.
Все работает, но как-то странно. Времени, чтобы разобраться, уже нет. Пора вытаскивать снаряжение на улицу и ехать встречать арендованную газель.
Танька готовилась к походу намного основательней. Все снаряжение упаковано в гермомешки и рюкзаки. Еда, с непостижимым для меня мастерством, уложена в десятки или сотни пластиковых бутылок и пакетов, которые утрамбованы в небольшие, но очень тяжелые картонные коробки. Пять парусов жена чудесным образом разместила в чехле, в который я с большим трудом скручивал два паруса. Катамаран тоже уложен намного компактнее, чем обычно.
Охватываю взглядом всю гору вещей и с ужасом думаю, что зря я, кажется, сделал нижние растяжки нового шверта так близко к воде.
Газель приезжает точно по расписанию, и отвозит всю команду вместе с яхтой и снаряжением на вокзал всего за полторы тысячи рублей.
Друзья помогают нам перетащить весь скарб на перрон. Васька, бывший в Москве только несколько раз, круглыми глазами смотрит на громадное количество людей. Он долго гуляет с мамой по вокзалу, а потом идет со мной на платформу провожать Николаевский экспресс. Мы любуемся на торжественно стоящих у своих вагонов проводников в форме, а потом ребенок машет уходящему поезду рукой.
После полуночи друзья помогают нам загрузиться в купе. Никаких вопросов у проводников не возникло. На четверых мы взяли пять купейных билетов, с доплатой за багаж на руках. Кстати, билет на провоз дополнительных 14 кг багажа на одного человека стоит рублей 50, зато позволяет избежать лишних вопросов со стороны проводников и ревизоров.
Поезд трогается, и мы находимся в радостном предвкушении, что сможем, наконец, нормально выспаться.
В пять часов утра ребенок просыпается, садится на своей полке и громко заявляет, что он отлично выспался. С трудом удается его убедить, что было бы хорошо, если бы он поспал еще немного.
Вокзал в Беломорске встретил нас вывеской с надписью «Ритуальные услуги». Я пробормотал про себя, что-то вроде «чур меня» и отправился разгружать вещи. Вся выгрузка заранее вытащенных в тамбур вещей заняла меньше трех минут. Мы тепло распрощались с проводниками и добровольными помощниками, а в 15 метрах нас уже ждал уазик.

11.07. Ночь.
Стапель.

Место стапеля в трех километрах к северо-востоку от мыса Разнаволок. Берег песчаный, осушка небольшая с крупными камнями, стартовать лучше в полную воду. (Здесь и далее редакторские примечания.)

Выйти можно только по приливу. У нас два варианта. Собрать катамаран ночью или лечь спать и выйти в море следующим вечером. Проклятое шило гонит нас вперед.
Катамаран собрался часов за десять. Все это время ребенок сладко спал в палатке. Танька доблестно переложила еду в мешки от катамарана и сожгла картонные коробки. Потом немного помогала мне собирать катамаран, и тоже пошла спать.
Дело осложняется тем, что я протягиваю ключевые соединения контргайками, потом долго и тщательно регулирую троса шпрюйтов. Все же море, как-никак. Мошка со всего леса слетается полакомиться моей кровью. Когда я настраиваю новую конструкцию крепления шверта, то перестаю ощущать укусы. До сих пор удивляюсь, как эти летающие челюсти не отгрызли мне ноги.
Маша помогает мне до последней капли крови. Вернее, до тех пор, пока я почти совсем не отчаялся из-за того, что шверт, так замечательно установившийся в тренировочном выходе не желает правильно работать сейчас. Наверно, дело в том, что я уже устал, и наступил мой «любимый» час быка. Но постепенно дело пошло на лад. Проснулась Танька, и мы быстро закончили сборку. Наконец я заканчиваю настройку парусного вооружения и поднимаю для проверки генакер. Грузим катамаран. Как ни странно, жилого места на трамплине остается вполне достаточно. С пиком прилива мы поднимаем паруса.
Убедившись, что солнце светит, ветер дует, вода журчит, а земля по левому борту постепенно удаляется, я отправляюсь в палатку спать.

11.07. День.
Мыс Выгнаволок – Кузова.

Мы устроили себе удобные лежанки в палатке, вдоль катамарана с двух сторон от мачты. Правда ноги торчат наружу, но спать все равно удобно.
Сквозь сон я постоянно прислушиваюсь к журчанию воды и порывам ветра, но когда в очередной раз открываю глаза, оказывается, что мы уже прошли больше 20 км по gps. А мне казалось, что я и не засыпал. Принимаю вахту, а Таня идет спать.
Маша тем временем наслаждается своим первым выходом под парусом и пробует рулить, удерживая курс на Кузова.
А Васька, как самый опытный моряк опять сладко спит.
Часа в 4 дня причалили на Немецком кузове. Здесь у нас намечалось место встречи с друзьями, которые вышли раньше. Но что-то не сложилось, и вместо них мы встретили ребят на Жуковском катамаране, больше Тайфуна и очень тяжелом, с подмачтовой пирамидой и цельнофрезерованным рулем. Мы пообедали, погуляли, поспали. Машка сходила посмотреть сейды. А вечером нам снова захотелось в море.

12.07. Ночь.
Кузова – Камостров (вынужденный заход).

Кузова. Полночь.
Сначала мы долго и спокойно идем при ветре 1-2 м/с, со скоростью около 5 км/ч. Любуемся скалами и морем в сумерках северной ночи. Встретили первых тюленей. Когда мы проходим достаточно близко от утиного семейства, то утята ныряют и бросаются врассыпную, а мама-утка кидается утиным кролем наперерез катамарану, шлепая крыльями по воде, и взлетает только, когда утята оказываются далеко за кормой. Через несколько часов Танька заявила, что хочет спать. Тогда я еще не знал, что это означает смену погоды.
Беру румпель, и скорость сразу возрастает до 12 км/ч. Сначала я возгордился своими способностями рулевого, а потом понял, что ветер усиливается и заходит навстречу. Маша тоже легла спать, прямо на трамплине.
Проходим какой-то мыс впритирку к камням, и я вижу, что мне навстречу поднимаются острые волны метровой высоты. Удивляюсь. Вроде ветер не достаточно сильный. В тот момент я как-то не сообразил, что это признак приближающегося шторма. Я даже хотел было высадится на берег, тем более там горел чей-то яркий костер, но потом решил, что лучше испытать катамаран на прочность сейчас в начале похода, недалеко от берега при навальном ветре.
В результате я правлю в острый бейдевинд, почти навстречу волне. Быстро убеждаюсь, что всхожесть на волну у нас сейчас так себе. Сказывается сильный перегруз. Приходится протыкать волны под прямым углом. Это создает меньшие нагрузки, чем когда я пытаюсь подниматься на волну скулой. Скорость около 9 км/ч. Внезапно ветер усиливается и заходит точно в нос, я уваливаюсь, чтобы объехать торчащий из воды камень, отпускаю грот и бужу Машку. Вместе мы рифим грот сразу на второй ряд. Ветер уже свистит, но волны внутри залива, в который мы заскочили, нет. Просыпается Танька, и мы решаем не ломиться против ночного шторма, а переждать в заливе.
Вытаскивать лодку лень, и я первый раз укладываюсь спать на трамплине. Завожу якорь в море, а другую веревку привязываю на берегу. Женщины и дети ставят палатку на берегу.
Я наслаждался сном, когда вдруг почувствовал, что катамаран начал двигаться. За пол секунды выскакиваю из палатки только для того, чтобы увидеть, что это жена подтягивает лодку к берегу.

12.07. День.
Камостров – мыс Хенной Наволок – мыс Каменный.

 Мыс Хенной Наволок.
Позавтракали, собрались и быстро вышли по приливу. Нам навстречу идут большие и очень пологие валы, оставшиеся от ночного шторма. Слабый попутный ветер гасит волны, и позволят поднять генакер. Идем между мелкими скалами и островками. Ветер гуляет в разные стороны, как будто у него нет цели. Наконец, Таньке удалось договориться с ветром, и мы заскользим под красным генакером в бакштаг правым галсом.
КапиТанька объявляет, что мы срезаем Поньгому и правим вон на те облака в открытом море, после чего идет спать. Держу курс по облакам, изредка поглядывая на gps. Погода замечательная. Ветер немного усиливается. Скорость больше 10 км/ч. Не успели мы как следует насладиться движением под парусами, как gps показал, что до очередной маршрутной точки осталась пара километров и нужно готовиться к высадке.
Чтобы избежать лишних проблем в прибое при навальном ветре я надеваю гидроштаны от Л1. Очень удобная, нужно сказать, вещь в походе на парусном катамаране. Конечно, если не забывать, что, набрав воды, эти штаны превращаются в якорь, который ни за что не позволит вам выбраться на борт, если только вы не мастер спорта по спортивной гимнастике.
 Мыс Каменный.
Мы пообедали на берегу и решили пройти еще немного. Тем более место для стоянки совершенно неприспособленное. Это и не берег вовсе, а широкая скалистая осушка. (мыс Хенной Наволок).
После еды мы легко отчаливаем. Тайфун хорошо выбирается на ветер почти без шверта.
Потом я долго стою, держась за мачту, и наслаждаюсь скольжением по большим, но не опасным волнам, которые мы встречаем лагом. Никогда не думал, что на разборном катамаране так приятно путешествовать стоя. Во время этого перехода, мы, наконец, встретили первых в этом походе, белух.
Остановились только на северной стороне мыса Каменный, рядом с избушкой. Похоже, это традиционное место остановок многих туристов, которые срезают заливы при прохождении Карельского берега.
Вечером мне хватило сил только на то, чтобы разгрузить и вытащить на берег катамаран. Зато Машка притащила в рюкзаке литров 20 пресной воды из озера, расположенного в нескольких километрах. Она даже не испугалась большой ужасной черной птицы, хозяйничающей на озере. А Танька напекла большую гору блинов, на дровах, собранных Васькой.

13.07.
Мыс Каменный – мыс Одинчажный.

 В море.  Ничего не видно.
Первым делом нужно зарядить аккумуляторы GPS и спутникового телефона. Раскладываю солнечную батарею. Настраиваю при помощи дешевого цифрового мультиметра напряжение на выходе преобразователя и подключаю сильно разряженный спутниковый телефон. На ярком утреннем солнце мультиметр показывает ток зарядки 0.33 ампера при напряжении 9 В. Вот он практический КПД 10-ватной солнечной батареи.
Провожу техосмотр лодки, и с ужасом замечаю, что мы не вставили нижний болт в мачту. Как назло, в этом месте сочленение имеет странную конструкцию, когда вся вертикальная нагрузка от мачты и такелажа воспринимается одним единственным болтом. Теперь, без него, весь вес мачты и нагрузка от парусов обрушилась на две маленьких заклепки. Как ни странно, они выдержали. Скорее всего только потому, что мы еще ни разу по настоящему не нагрузили паруса. Если бы их срезало, то смяло бы два блока внутри мачты.
Вместе с Машей мы опускаем мачту, осматриваем соединение, вставляем болт и поднимаем мачту.
Выходим в море. Пальчиковые аккумуляторы AAA для GPS заряжаются уже на ходу. Принимаем на спутниковый телефон прогноз погоды на ближайшие дни. Ветер постепенно усиливается от 1-2 до 3-4 м/с. Идем в бакштаг под генакером. С моря приходит небольшая волна. Катамаран движется вместе с ветром, то замедляется до 4 к/ч, то разгоняется до 12. Обедаем на ходу фасолью из термоса. Несколько раз, при огибании мысов, проходим между красивыми карельскими скалами. Иногда шверт цепляет за дно, и тогда мы поднимаем его, а кто-нибудь стоит у мачты и смотрит сквозь прозрачную воду, где заканчивается мель.
При подходе к мысу Пурнаволок пытаемся разглядеть загадочные железобетонные сооружения. Пользы от недорогого отечественного бинокля никакой. Только лишний вес в походе. Если уж брать с собой бинокль, то фирменный, с большим диаметром объективов и маленьким увеличением, чтобы можно было пользоваться на волнении.
Нам потом сказали, что раньше здесь был секретный военный объект, а теперь база у колхозных рыбаков.
Мы останавливаемся на северной стороне мыса, чтобы размяться и попробовать купить рыбы. На лодке остался я один. Нужно сказать, что в этот раз, первый и последний раз за весь поход, я не зафиксировал на берегу наш якорь-кошку как следует. Просто бросил в трещину на скале и пошел что-то настраивать на лодке. Тут как раз с берега сильный ветер задул, и я смотрю, якорь пополз потихонечку. Испугавшись, что не удержу лодку на скользкой скале руками, я не соскакиваю с катамарана, чтобы ловить якорь. Пришлось мне грот в море поднимать. Хорошо, что пока я возился, нас с катамараном мимо сетей пронесло. А потом мы пошли обратно против ветра. Выскочили из-за мыса, а там все море в барашках. Я рифиться не стал, а только сделал грот максимально плоским оттяжкой уишбона, и стаксель разворачивать не стал. И все равно, лодка рвется вперед, как спортивная иномарка. И на волны легко взлетает. В общем, видно, те 150 кг, которые по берегу гуляют, на Тайфуне уже лишние.
 Радуга после дождя.
Я хотел еще покататься, но вижу, что вся команда на берегу на меня жалобно смотрит, а Танька палку покрепче выбирает. Пришлось быстренько причалить, а у Капитаньки уже здоровая дубина в руках для устрашения разболтавшейся команды. Ругала меня Танька очень качественно. Жалко, я из-за ветра почти ничего не услышал.
Скоро отчалили с одним зарифленным гротом. К сожалению, анемометр мы не доставали, но наша скорость временами была 14-16 км/ч.
Потом нам встретились еще два туристских катамарана, лавировавшихся навстречу. Мне показалось, что они были меньше Тайфуна, а народу на них больше. Мы только помахали рукой друг другу. И я с ужасом посмотрел, как на одной из этих лодок мачта изгибалась дугой на порывах ветра.
Вечером мы причалили в одном из заливчиков. Похоже, в этой части моря все приличные места поделены между рыбаками. Рыбак из местной избушки нас встретил довольно строго, почти как тот печник Ленина. Но мы ему сказали, что на следующий день уходим, а его сети не тронем, и он разрешил нам остаться.
На закате был дождь и красивая двойная радуга. Я выскочил из палатки в одних трусах, чтобы поснимать. И туча из сотни-другой тысяч летающих кровопийц радостно спикировала на меня. Какое-то время я чувствовал себя главным блюдом на праздничном ужине. В очередной раз пришлось расплачиваться за пару снимков собственной кровью.

14.07. Ремонтная полудневка, пересечение Кандалакшского залива.
Мыс Одинчажный (Карельский берег) – мыс Турий (Терский берег).

 Техосмотр.
В этот день у нас была запланирована полудневка для доводки снаряжения и катамарана и короткий переход на Соностров или на мыс Шарапов, откуда мы собирались пересекать Кандалакшский залив.
Мы положили катамаран на бок, и сначала я долго настраивал шверт, а потом делал проводку для штормового стакселя. Получилось, что он поднимается на отдельном фале из стального троса, и набивается снастью в пару лопарей. Фаловый блок оказался подвешен на одно колено ниже основного штага. Штормовой стаксель установился идеально, и если бы не отсутствие вант в точке крепления его фала, то я бы был очень доволен.
Машка тем временем купила рыбы, а потом мы долго грузили все вещи. В последний момент перед отходом голодная Маша поймала руками камбалу.
Когда вышли в море, стало понятно, что ветер почти никакой. На фордаке генакер не держится, и чтобы набрать хоть какую-то скорость приходится сильно привестись к ветру. При этом нос лодки смотрит в открытое море на Терский берег. Смотрим по GPS, что расстояние до точек на том берегу меньше 50 км. Наша скорость 9 км/ч. Получив по sms свежий прогноз погоды, решаем пойти на пересечение. (Это неправда, они сидели с открытыми ротиками, а потом немножко повозмущались.).
 Генакер.  Мыс Турий.
Очень хорошо идем в бакштаг под полным генакером. Ветер постепенно усиливается. Но когда средняя скорость возросла до 12 км/ч, капитан скомандовал генакер убрать. Жаль терять хороший ход, но капитана в море нужно слушаться, и наша скорость уменьшается до 7-8 км/ч.
На последней четверти пути ветер стал сильнее, а волны больше, и при подходе к берегу я даже получил румпель и привел катамаран в крошечный заливчик, закрытый от морского прибоя.
Не плохо мы прокатились этим вечером. Хорошая получилась полудневка.
Кольский берег встретил нас избушками и сетями. Вдоль всего побережья проходит условно проходимая автомобильная дорога и телеграфные провода. Мне показалось, что Кольское побережье Белого моря заселено если не густо, то равномерно. На всем его протяжении нам встречались дачники, рыбаки с рыбнадзором, телеграфисты. К сожалению, основное население составляют разные кровопийцы. Мошка, комары и слепни ежедневно сменяют друг друга. Мне даже показалось, что главный смысл жизни этого гнуса, охранять заповедную природу от разрушительного влияния людей. Чем они и занимаются изо всех сил, не щадя собственных жизней.

15.07.
Мыс Турий – Кашкаранцы.

 Не спокойно синее море.  Скорость.
Весь день шли с неровным ветром. В основном бейдевинд. Днем, на какое-то время даже заштилело. Танька жалуется, что у нее шея уже не разгибается от правого галса. Ветер в этом походе все время дует со стороны моря.
Васька хорошо выспался и во всю развлекается. Мы играем в загадки, придумывая разные предметы и подсказки для них. В конце концов, этот пятилетний ребенок всех обыграл, загадав Мир в смысле world, причем в наиболее общем смысле.
Когда Капитанька нарулилась и пошла спать, ветер, по обыкновению, усилился. И мы сначала заменили лавировочный генакер на стаксель, потом взяли одну планку рифов, потом вторую, а потом заменили стаксель на штормовой.
На самом деле большой необходимости в этом не было. Ветер по анемометру не превышал 5 м/с, но скорость на половинке грота и штормовом стакселе все равно превышала 10 км/ч, и волны были довольно большими, а главное мне хотелось лишний раз отработать взятие рифов.
Пользуясь хорошим ветром, шли до вечера, а потом зачем-то причалили, не дойдя всего 1 км до реки.
Пошли с Танькой за водой. Первый ручей пересох совсем. От второго осталась слабая струйка, соединяющая небольшие лужи. Я пошел вверх по течению, подальше от соленой воды, и начал заполнять емкости, когда раздался пронзительный вопль. Побросав канистры и рюкзак, я бросился на крик. Через несколько секунд я увидел, что Танька просто решила искупаться в одной из больших луж с пресной водой. А когда я последовал ее примеру, то очень быстро понял причину крика. Вода оказалась очень холодная.
Вообще, с купаниями в ледяной воде нужно быть осторожнее. Искупавшись, я свалял дурака, хотя прекрасно знал, что после такой ванны у меня будут несколько дней болеть руки.

16.07.
Кашкаранцы – ручей Лодочный.

 Рыбачка.
Погода поменялась. Ветер теперь почти не дует, а если и дует, то навстречу. При помощи лавировочного генакера мы с трудом одолели 5 км до поселка Кашкаранцы. Все кроме меня пошли в магазин. А я остался развлекать местных ребятишек. Большинство приехали сюда на каникулы. К сожалению ветра недостаточно чтобы покататься.
Когда мы снова вышли в море, нам удалось проползти еще несколько километров. А потом мы начали засыпать. Причем все сразу. Нас просто разморило на солнышке при полном штиле.
Я еще боролся со сном, когда подул слабый ветерок. Мне удалось поймать его в генакер, и я, изо всех сил выбрав генакер-шкот, иду одним галсом вдоль берега со скоростью около 9 км/ч. Парусность 25 квадратов, курс острый бейдевинд и при этом нестерпимо хочется спать. Хорошо, что рядом оказалась коробка с сухофруктами и орехами. Эти вкусности и интенсивная работа челюстями позволили справиться со сном. Еды и ветра хватило примерно на 10 км. Потом заштилело окончательно.
 Улов.  Ловись рыбка....
Когда команда начала просыпаться, мне пришлось объяснять, куда подевался общий сухой паек, отложенный на переход.
Берег, напротив которого мы штилюем, очень красивый. Зеленый склон прорезан странными оврагами. Потом нам рассказали, что в петровские времена монахи добывали здесь аметисты. Предлагаю забросить удочки, и снаряжаю первый спиннинг мерзким белым пластмассовым червяком. Машка сразу поймала на него страшное чудище под названием Керчак. Оно даже не испугалось нашей наживки. После фотографирования мы отпустили рыбу в воду, а потом поймали еще парочку таких же монстров и несколько наваг.
В результате рыбалки мое настроение почему-то упало, и я спрятался в палатку, пытаясь заснуть. Похоже, что вегетарианство и рыбная ловля сочетаются не очень хорошо.
Некоторое время спустя Капитанька скомандовала убрать удочки и достать весла. И пока я спал, девушки прогребли несколько километров до места нашей следующей стоянки у ручья Лодочный.

17.07.
Ручей Лодочный – устье Варзуги.

 Река Варзуга.
Кажется, все кроме меня охвачены азартом рыбной ловли. Мне это занятие почему-то надоело еще в детстве, но Танька решила сделать перемет, и мне ничего не оставалось, как пойти и помочь ей.
Перед отходом Танька сама проверила и убрала донку. Удалось поймать только 2 камбалы среднего размера. Наверно, лучше ставить донку на самой границе приливной полосы и делать больше крючков. У нас было только 10.
Ветер 1 м/с, к тому же встречный. Пытаемся использовать генакер, но не всегда успешно. Какое-то время мы даже двигались назад. То ли из-за захода ветра, то ли из-за встречного течения.
Теплое яркое солнце и гладкая вода расслабляют. Я никак не могу привыкнуть, что с одной стороны от меня открытое море. Все время кажется, что я лавирую по Иваньковсому водохранилищу, а за спиной т какая-нибудь Грабиловка.
К вечеру мы пристаем к широкой песчаной косе между речкой Варзугой и морем. Вдоль всей косы через каждые 500 метров стоят мережи. Девчонки с Васькой пошли купаться на речку, оставив меня нести службу на корабле. Скоро подошла группа детей разных возрастов. Они окружили катамаран, купались в море и развлекали меня вопросами.
Когда дети увидели, что в нашу сторону движется грузовик с рыбаками, они быстро засобирались уходить. Похоже, они иногда во время купания проверяют мережи и не хотят лишний раз общаться с рыбаками возле их снастей.
Наконец вернулась команда, а проезжавшие мимо рыбаки продали нам за 100р. двух горбуш с икрой.
Говорят, что вода в реке оказалась теплой, и Васька долго не хотел уходить.
Пользуясь едва заметным встречным ветерком, отправляемся дальше. В нескольких километрах от берега видим что-то странное. То ли рыбак в маленькой лодочке, толи какие-то остатки кораблекрушения. Решили подойти посмотреть. Оказалось, это тюлень решил позагорать на вечернем солнышке. Но как только мы подошли достаточно близко и достали фотоаппарат, тюлень лениво соскользнул с бревна и нырнул.
Когда солнце опустилось к горизонту, внезапно подул легкий встречный ветерок. Мы убрали генакер. Ветерок усилился. Пришлось закрутить стаксель и взять одну планку рифов на гроте. Погода, как это часто бывает на Белом море, резко изменилась. Мы уже достаточно долго шли в этот день, чтобы у нас не возникло желания лавировать против пятибалльного ветра. В результате мы одним галсом пришли на берег.

18.07. Шторм.

Весь день дует встречный ветер силой 5-6 балов. Все море в барашках. Принимаю sms от брата, где говорится, что сильный встречный ветер будет дуть до вечера. Решаем днем отдыхать. Светит солнце. Купаемся в теплом пресном ручье. Танька носится по тундре как голая дикая витра. Я радуюсь, что все крылатые кровопийцы не высовывают носа, не желая оказаться унесенными ветром.

19.07.
Устье Варзуги – пос. Чаваньга.

 Под баржей.
А вечером ветер стих, словно подчиняясь прогнозу, полученному нами из далекой Германии. Мы сворачиваем лагерь и после заката выходим в море. С берега за нами долго тащится серая комариная туча.
Ветер около 3-х м/с. Идем галсами. Танька страдает на пологих волнах, а Васька с Машкой сладко спят в палатке. А мы с Танькой спим по очереди прямо на трамплине. Дождя и росы нет, но температура воздуха меньше 10 градусов и продолжает опускаться. Без варежек за голый румпель лучше не браться. Мы застелили весь трамплин пенками, и одели самые теплые флисовые и синтепоновые костюмы. В результате нам почти не холодно. Вся одежда собственноручно сшита Капитанькой, специально для этого похода. Скорость можно посмотреть по треку, но мне кажется, что-то около 5-6 км/ч.
Утром ветер немного усилился. Продолжаем идти вахтами, часа по два. При свете лавировать стало веселее. Делаем большие галсы в море. Часто приходится откидывать шверт и руль, чтобы сбросить с них длинные водоросли. Постепенно охватывает ощущение какой-то нереальности. То, что мы сейчас делаем, сильно отличается от суматошной Московской жизни и в голове что-то немного переклинивает.
Утром выходим на берег рядом с выброшенной баржей. Почему-то здесь наблюдается громадное количество морских звезд. Осматриваем корабль. Он разломан на две половинки. Все отсеки пробиты или проржавели. Только бывший холодильный выглядит немного жилым.
Мы позавтракали на берегу и снова вышли в море. Идем в сторону Чаваньги. По дороге нас обогнал кукурузник местных авиалиний. Как я потом выяснил, цена билета около 2000р и сильно зависит от прописки. Для местных дешевле, для иностранцев дороже.
 Туман в Чаваньге.  При подходе.
Чаваньга появилась из тумана как призрак, готовый в любой момент раствориться в воздухе. Но там оказался вполне материальный магазин, который тетя Вера любезно открыла для нас и даже хлеб продала, который она сама в пекарне печет.
Как всегда вокруг катамарана стайка детей собралась. И один дядя, слегка навеселе, на полном серьезе выяснял возможность ездить на таком катамаране в Архангельск за покупками. Нам рассказали, что в прошлом году к ним тоже катамаранщики заходили, из Питера. По описанию, вроде на Альбатросе.
На обрывках дневного ветра прошли еще десяток километров и остановились в неудобном месте с большой осушкой и полчищами гнуса. Зато пресной воды в ручье набрали.
А когда уже спать легли к нам в палатку мужики постучались поздороваться. Представились связистами. Только мне показалось, что это и не люди вовсе были. Обычные люди не могут с голыми руками при таком количестве гнуса на закате гулять.

20.07.
Пос. Чаваньга – река Югина.

Идем весь день в лавировку при ветре 1-2 м/с. Ощущение нереальности не проходит. Пытаюсь зафиксировать его на фотоаппарате. Но, похоже, уровень цифровой техники и моего мастерства еще не достигли нужного совершенства.
Туман легкими прозрачными облаками наползает на берег и скалы. Временами он становится таким густым, что приходится править по gps. Но большую часть дня мы любуемся берегом и игрой солнечных лучей и теней в тумане.
По традиции останавливаемся в километре от очередной речки и сразу начинаем разгружать катамаран. Затем вытаскиваем его подальше на песчаный берег. По прогнозу сегодня вечером намечается начало нового встречного шторма, и я крепко привязываю катамаран веревками к тяжелым бревнам.
Прогноз оказался как всегда точен. И не успели мы приготовить ужин, вокруг уже свистел ветер, а море покрылось белыми барашками.

21.07. Шторм.

 Наша баня.  Мальчик и тундра.
Получаем свежий прогноз. Похоже, шторм продолжится в ближайшие дни. Можно конечно ломануться в лавировку. Но у нас приличный запас времени и не хочется так сильно напрягаться.
Солнце светит, ветерок комаров сдувает, собираться никуда не нужно. Что еще надо для счастья. Но счастье оказалось недолгим. Откуда-то из глубины тундры прибежал босой Васька и заявил, что мама решила делать баню, и я должен ей помогать. И продиктовал длинный список вещей, которые мы должны притащить к реке за полтора километра.
Делать нечего, пришлось найти колья, напилить полный рюкзак дров и отправится за ребенком. Удивительно, но Васька сразу выбрал правильное направление, а я собрался немного поплутать. Пока я из последних сил тащил вещи, это ребенок взял одну дровину и не пропустил на нашем пути ни одной песчаной ямы, с визгом съезжая на дно и быстро карабкаясь с другой стороны.
Место для бани оказалось очень удачным. На берегу тихой заводи с теплой пресной водой, со всех сторон укрытое от ветра.
Когда установили на пяти кольях оранжевый Туриновский тент и он наполнился горячим воздухом, то получился типичный шатер Шамаханской царицы, каким его рисуют в детских книжках и мультиках. К сожалению, мы так торопились париться, что даже забыли про фотоаппарат.
Я парился не долго, и пару раз искупавшись в заводи, побежал домой, чтобы отправить Машку париться, а сам остался сторожить лагерь.
 На порогах.
Следующие два дня мы отдыхали. Много гуляли, безуспешно пытались ловить рыбу в реке, играли в шашки, читали и спали.
Когда мы сидели в палатке, пришли рыбаки. Их встретила Маша, и они вручили ей двух горбуш, со словами «Возьмите ради бога, нам все равно столько не съесть».
По прогнозу ветер должен стихнуть 23-го числа вечером. Поэтому в этот день мы много спали.
Потом Машка долго и тщательно отрабатывала замысловатые упражнения с деревянным самурайским мечом. Нужно сказать, что она хваталась за меч при каждом удобном случае, чтобы выполнить свой комплекс упражнений. Даже несмотря на то, что не встречала одобрения со стороны Капитаньки, которая как настоящий капитан, считала, что команда должна все время заниматься хозяйственными работами на корабле и в лагере. Вот это я понимаю, стойкость!
Зато за дни вынужденных дневок я успел сделать с катамараном почти все работы, которые могли сделать его надежней, а управление проще. Кроме того, зарядил все аккумуляторы и батарейки, включая цифровой фотоаппарат.

23.07.
Река Югина – река Чернявка.

Как и было указано в прогнозе, ветер стих и сменил направление вечером, после небольшого дождя. Из окрестных болот медленно поднимались тучи гнуса. Мы под непрерывными атаками с воздуха принялись быстро сворачивать лагерь.
В этот раз наш отход сильно напоминал паническое бегство, по крайней мере для меня.
Зато с ветром и течением нам повезло. Идем под полным генакером в бакштаг. Скорость по gps 12-13 км/ч, хотя вода почти не журчит вокруг корпусов. Похоже, пару узлов нам добавляет отливное течение.
Примерно через полчаса такого хода, у меня появилось ощущение, что что-то не так. Еще через 10 минут я понял, что забыл на берегу свой спасательный жилет и сейчас нахожусь в костюме смертника – штанах от Л1 и без спасательного жилета. Представив, каково будет возвращаться назад против ветра и течения я решил, что оставшуюся часть похода обойдусь без спасика. Зато с этого момента я начал привязываться веревкой, если скорость превышала 5 км/ч.
Вообще-то, мы все старались не забывать цепляться к катамарану поводками в свежую погоду, но теперь мне первому пришлось начать подавать пример.
В полночь ветер стих и опустился туман. Идем галсами под генакером на остатках попутного ветра. Ничего не видно. Ориентируемся по GPS.
Неожиданно мы услышали плеск прибоя справа по курсу. Неужели gps обманул нас. В темноте мы не можем это проверить, но показания прибора выглядят правдоподобными. Через несколько минут мы прошли слева от небольшой скалы торчащей из моря. Она не отмечена на морских картах и не видна на спутниковых снимках. Зато ночью в лохмотьях тумана выглядит великолепно. По пути нам постоянно встречаются птичьи стаи и тюлени. Плыть интересно и спать совсем не хочется.
Наконец мы выходим на заданную точку. Вытаскивать катамаран на берег неохота, поэтому ставим на берегу палатку. Я заношу якорь подальше в море, другую веревку привязываю к берегу и ложусь спать на трамплине. Катамаран приятно покачивает на морской зыби, которая переваливает через наносную песчаную отмель.

24.07. Пересечение горла.
Река Чернявка (Терский берег) – река Мал. Торожма (Зимний берег).

 Посреди Горла.
В 9 утра выходим на пересечение горла. Вообще-то самое узкое место дальше, но прогноз погоды благоприятный и Капитанька скомандовала отход.
Ветер тихий и неровный. Идем разными галсами и то опускаем, то поднимаем лавировочный генакер. Главное, море тихое и солнце светит. Вокруг Белухи плавают, медузы огромные. Васька воду Северного Ледовитого океана рукой трогает. Постепенно правильный ветер задул. Я на горелке суп сварил. Сидим на трамплине, суп хлебаем, красотами любуемся, sms-ками обмениваемся.
На середине пути ветер в очередной раз изменил направление. Капитанька скомандовала право десять, чтобы часть пути срезать. Пока шли, все успели поспать немного. Так что пересечение горла оказалось одним из самых приятных переходов, если не считать многократных постановок-уборок разных генакеров.
 Вид на Кольский.  Закат.
Остановились в приятном месте у речки Малая Торожма. Все хорошо, но вода в устье соленая, а вверх по течению пройти тяжело.
Первым делом Танька собралась рыбу ловить. А я, как дурак, не захотел жене помочь и даже отговаривать ее пытался. На мой взгляд, место не слишком рыбное, но если Танька что-то решает, то ее не переубедить. Мы даже поругались. Может быть расслабление после большого перехода сказывается, но, скорее всего, нам еще предстоит научиться вести себя прилично в походах. Я, например, мог бы спокойно помочь Таньке справится с донкой, и все были бы довольны. Ну а жене, рано или поздно придется научиться контролировать свою вредность.
Скоро мы приготовили вкусный ужин. Погода замечательная, закат чудесный и к ночи вернулось хорошее настроение.

25.07.
Река Мал. Торожма – ручей Ерга.

 Зимний берег.
Весь день ветер слабый и неровный. То один генакер поднимем, то другой. То лавировка, то одним галсом идем.
Во второй половине дня остановились у мыса Зимнегорский, где Двинский залив начинается. Весь берег уложен камнями, покрытыми короткой скользкой зеленой тиной. Ребенку зеленые камни очень понравились, но когда они мокрые, то легко поскользнуться.
На высоченном обрыве здесь метеостанция расположена. Вся команда, кроме меня пошла наверх, ну и я через какое-то время не удержался. Крепко привязал лодку и начал подниматься. На берегу куча бочек и контейнеров навалена. Чуть выше, метрах в пятидесяти, начинается тросовый подъемник. Очень жарко и душно. Страшно представить, как метеорологи все эти вещи до подъемника ворочают.
Рядом с лебедкой наверх ведет деревянная лестница с перилами. Многие ступеньки сгнили и провалились.
 Мыс Зимнегорский.
Оказалось, что на станции работает один человек. Сейчас у него в гостях родственники отдыхают. Нам все показали, рассказали и даже детей клубникой с грядок угостили. Место очень красивое.
Когда начали спуск, Васька только половину лестницы осилил, пришлось его на руки взять. Зато рядом козы паслись на вертикальном глинистом обрыве.
Перед выходом искупались в 19 градусном море, если верить данным метеостанции. И из ручья воды пресной набрали во все емкости.
Вышли в море, поужинали на трамплине. Пока ели, болтали, за курсом не очень следили, а когда опомнились, обнаружили, что мы назад ползем. Ветер слабый, а встречное течение сильное. Пришлось браться за шкоты, поднимать генакер для острых курсов. Сразу скорость появилась, шкот в руке удержать очень тяжело. И таким способом проползли еще километра 3, пока ветер совсем не выключили.
Встали на узкой полоске под обрывом. Я улегся в катамаране, но спать не хотелось. Так и прочитал книжку c фонариком часов до 5 утра, когда, наконец, сладко заснул под свист вернувшегося ветра.

26.07.
Река Ерга – дер. Козлы.

Разбудили меня ни свет ни заря, часов в 10. А что толку. В море течение встречное и дождь идет. Решили выйти попозже. Еще поспали немного, погуляли. А когда отчалили, навстречу нам совсем черные тучи вышли. Со страху мы грот на вторую планку зарифили, штормовой стаксель поставили и меня за руль посадили.
Дождь и правда пошел довольно сильный, а ветер усилился, но не особо, метров до 4-5 в секунду. Танька с Васькой в палатку спать улезли. А мы с Машкой принялись постепенно паруса разрифливать. Надо было сразу, как тучи до нас дошли, все паруса поднять, а мы сначала одну планку рифов убрали, потом вторую, а потом стаксель нормальный раскрутили. В общем, ползли пол дня как черепахи, пока Танька не проснулась и не приказала генакер поднять.
Остановились за деревней Козлы у избушки. Воды нет, места для палатки нет. Катамаран с половиной вещей на катках втянули на берег и привязали. Танька как-то раскидала бревна и место для палатки освободила, а Машка ушла в избу спать.

27.07. Пересечение Двинского залива.
Дер. Козлы – дер. Куя (Зимний берег) – мыс Толстик (Летний берег).

 В открытом море.
Вышли не слишком рано. Ветра мало, и мы ползем влавировку километрах в трех от берега. Когда ветер совсем скис, я пощупал воду и пошел купаться. Вода градусов 20, холода совсем не ощущается. Проплыл несколько раз вокруг катамарана. Забавно так купаться посреди Белого моря. Хорошо, что здесь акул нет. А то говорят, в южных морях есть такая специальная пытка для моряков. Вода теплая, прозрачная, на воздухе жарко, а купаться нельзя.
Потом остальные искупались по очереди, со страховкой, а потом я еще разок наплавался. Тут и ветер начал включаться. Пришлось катамаран догонять. Больше такой теплой воды в Белом море мы ни разу не видели.
Кое как на обрывках ветра и плоском генакере дошли до деревни Куя. Я там даже с катамарана сходить не стал, а девчонки с ребенком пошли воду добывать. В деревне на левом берегу реки оказался только один дом жилой с колодцем. Там дедушка-дачник живет. Он воды дал и на горбушу пожаловался. Достала, дескать, совсем, развели ее тут. Теперь, то она есть, то ее нет. А в реках жрет мальков семги и дохнет, падла.
Когда мы вышли в море, солнце уже совсем низко было, и мы решили встать на ближайшем острове в Двинском заливе. Проложили курс, но не тут-то было. Ветер встречный и одним галсом не пройти. Решили не лавировать, а остановиться на следующем острове, кажется, километрах в 30. Тут вдруг катамаран начал потихоньку уваливаться. А Танька на руле в растерянности глазами хлопает и чего-то понять не может. Оказалось, что gps приемник повис. И стрелка на нем замерла, чуть в стороне от курса. Танька уваливается, а курс на экране не меняется. Мы сначала испугались слегка, но потом решили, что с картой и компасом, да еще при хорошей видимости маяков, нам опасаться нечего. А потом я просто gps-ку перегрузил, вытащив батарейки, и она снова нормально заработала. Нужно сказать, что это был единственный случай сбоя gps. Все остальное время наш foretrex 101 работал безупречно.
Приготовили на горелке ужин, потом чаю попили, все термосы залили, и спать легли. Вернее все заснули, а меня на вахте оставили.
Рулить, правда, сейчас одно удовольствие. Ветер ровный, около 3 м/с. Скорость 10-12 км/ч без генакера в гоночный бейдевинд. Ну думаю, через пару часов причалим, и спать лягу. Размечтался о том, что на острове, наверно, комаров не будет.
Солнце скрылось за горизонтом. Слева на траверзе большой маяк прошли. Катамаран несется в сумерках по морю. Я только головой верчу, зелено-красные огни проходящих судов высматриваю.
Все тихо, спокойно, только скорость в темноте на фоне встречных волн пугает. А потом еще ветер усилился, и я решил на всякий случай одну планку зарифить. Причем сам справился. Только в самом конце Танька проснулась и немного помогла, а потом снова спать легла.
Но не долго мы на зарифленных парусах шли. Ветер снова скис и пришлось снова весь грот поднимать. Но и это не очень помогло. Скорость упала до 5-6 км/ч. А тут я еще понял, что нас снова в море отжимает, и мы одним галсом на острова не вырезаемся.
Танька проснулась, и мы попробовали отлавировать к островам. Только угол получился совсем тупой. Кроме ветра нам приходится с сильным отливным течением бороться. А тут еще шверт начал за мель цеплять. А вокруг буруны от течения. В общем, как-то все не так.
Танька заговорила, что нужно принимать какое-то радикальное решение. Я понял, что мой отдых на острове под пальмой или хотя бы под сосной накрывается. Я попытался было возразить, что остров, вот он, перед нами виден, и если чуть-чуть напрячься, через час на берегу будем. Но уже сам понимаю, что она права и снова поворачиваем в сторону открытого моря. По крайней мере там глубоко и вода не бурлит.
Выбираем на карте точку на Летнем берегу, переключаем gps на нее, и я ложусь спать. Машка проснулась и с Танькой осталась сидеть, а я спать пытаюсь. Получается только дремать. При каждом шорохе просыпаюсь. Видно, все еще не привык спать далеко от берега. Правда, когда девчонки сгущенку открывали, я героически отказался в пользу сна.
Наконец капитаньку в сон потянуло, и рулежка снова мне досталась. Небо уже значительно светлее. Скоро солнце взойдет. Мы Архангельск уже прошли и теперь у нас должен быть Северодвинск на траверзе. Как раз на рассвете стали фарватер пересекать. Один большой пароход решили пропустить за кормой и еще дальше в море увалились. Вспоминаем, что сегодня день военно-морского флота и решаем, что мы оказались в подходящем месте в подходящее время. Тут как раз недалеко военный катер прошел, а справа на траверзе подводная лодка появилась в нескольких километрах.
 На траверзе Северодвинска.
Мы с Машкой как ее увидели, сразу Таньку разбудили. Она сначала спросонья принялась ругаться, что мы много сгущенки съели, а потом увидела справа подводную лодку, а слева военный крейсер и быстро успокоилась.
Подлодка идет параллельным курсом, а крейсер или катер(не умею я определять на глаз в море размер кораблей и расстояние) идет наперерез. К сожалению, пройти у него за кормой мы не можем, потому что он с наветра подходит. Решаем идти прежним курсом, полагаясь на наше право дороги. Но вообще-то все безопасно. Мы по сторонам смотрим, всех видим и в любой момент готовы сманеврировать при необходимости, даже если моряки окажутся не трезвыми, и нас не видят.
Но, толи слева, правда, военный корабль с дисциплинированной командой, толи у них был плановый маневр, но на расстоянии пары миль от нас они повернули направо, так, что наши курсы больше не пересекались.
Потом мы еще долго шли на рассвете с хорошей скоростью в полный бейдевинд. А когда показался берег, ветер стал попутным, и капитанька предложила поднять генакер для попутных курсов. У нас привязан плоский, мне лень его перевязывать, но делать нечего, и я с ворчанием принимаюсь перецеплять три угла. Как ни странно ничего не перехлестнулось, и красный пузатый генакер сразу наполнился ветром. Оказалось, что очень вовремя. Ветер совсем стих, а этот большой парус позволил нам продолжить движение почти не снижая скорости.
Причалили к песчаному пляжу левее мыса Толстик. Очень удачно, потому что правее начинается военная часть, где высадка на берег не разрешается.
Я вытащил из катамарана часть вещей, а сам остался спать на борту. Остальные постелили коврики прямо на пляже.
Правда долго проспать нам не удалось из за жаркого солнца, которое поднялось достаточно высоко, чтобы сделать наш сон не очень сладким.
Нужно еще отметить, что у мыса Толстик оказалась самая прозрачная вода, которую мы видели за весь поход. Правда, не уверен, что здесь интересно нырять. Море очень холодное, а дно – один песок.

28.07.
Мыс Толстик – мыс Красногорский Рог.

После беспокойной ночи проспали мы совсем мало, но место оказалось не очень интересным, и мы решили досыпать на борту в пути. Напротив военной части идем с тихим встречным неровным ветром и видим много дохлых медуз. Зато тюлени и белухи выглядят вполне здоровыми.
Не доходя несколько километров до деревни Сюзьма, мы попали в зону сильного ветра с берега. Волны нет, но по ощущениям, ветер на порывах немного превышает 10 м/с. Предлагаю зарифить паруса, но Танька так торопится в магазин, что решает, что сойдет и так. Она ставит катамаран очень остро к ветру, но к моему удивлению, вместо того, чтобы остановиться и поехать назад, катамаран продолжает приближаться к деревне со скоростью 12 км/ч. Я только сильно выбрал оттяжку уишбона и грот стал совсем плоским. Кренящий момент сильно уменьшился, тяга почти не упала, а скорость даже немного увеличилась.
Все же возможность изогнуть мачту дугой, великая особенность стрижей. Эффект сравним со взятием планки рифов, причем без ухудшения лавировочных качеств. Кроме того, для этого похода мы снарядили грот жесткими латами из крестообразного профиля. Похоже, они лучше всего работают именно при сильном ветре.
Магазина в деревне в Сюзьме не оказалось. Зато я успел в спокойной обстановке поднять штормовой стаксель и зарифит грот на одну планку. Это позволило мне лечь спать в палатке, не опасаясь проснуться после оверкиля в воде.
Весь день продолжается сильный порывистый встречный ветер. Зато плоский штормовой стаксель исключительно хорошо ведет себя при этой погоде. В паре с полным плоским гротом они шустро разгоняют лодку в острый бейдевинд на каждом порыве ветра. При этом сохраняется ощущение полной безопасности, так как лодка не испытывает больших нагрузок.
Вечером мы причалили у деревни Красный рог. И как обычно Машка, Танька и Васька пошли искать съестной добычи. Я принялся возиться с оснасткой катамарана, а когда посмотрел в сторону деревни, которой с воды не видно из-за холма, то увидел, что ко мне движутся две лошади и жеребенок. Сначала я подумал, что это нашу команду так перекорежило. Но потом решил, что может быть это просто совпадение, и решил еще подождать.
Скоро лошади ушли, а из-за холма показалась Танька с ведром пресной воды из реки. Она сначала помыла голову себе и ребенку, а потом и мне пришлось проходить эту экзекуцию с холодной водой и мылом. Зато сразу стало намного легче.
Через какое-то время появилась Машка с трехлитровой банкой парного молока. Она, оказывается, ждала, пока бабушка в деревне подоит свою корову.
В этот день мы прошли еще немного, пока выбирали место. Двигаясь по воде вдоль берега, мы обогнали двух рыбаков. Те подивились, какой легкий у нас на ходу кораблик. Конечно, не сравнить с местными баркасами. Зато когда мы вытаскивали катамаран на берег, рыбаки оценили реальный, почти полутонный, вес нашей лодки с грузом.
Машка с Танькой заодно выпросили у рыбаков мелкой камбалы. Мы пытались дать им взамен что-нибудь из наших запасов еды или спирта, но мужики отказались. А нужных им сигарет у нас не было.

29.07.
Мыс Красногорский Рог – мыс Яреньгский Рог.

Утром девушки сошли с ума, и несмотря на предыдущую бессонную ночь они вскочили в шесть утра, чтобы сходить в магазин. Они даже не послушали моих слабых возражений, что магазины могут открываться в 11.
Оставшись один, я снова принялся возиться с корабликом и сделал ограничитель хода шверта из стального тросика вместо перетершейся веревки.
Когда вышли в море, оказалось, что из Унской губы задувает не слабо. Несколько километров проскочили в полный бейдевинд с большой скоростью и с поднятым из-за мелей швертом. Иногда приходилось поднимать и руль.
В какой-то момент с поднятым на половину рулем я погнул трубу румпеля, не успев скорректировать центровку парусами.
Как только прошли Унскую губу, ветер выключился. Танька пошла в палатку спать, а мы с Машей разрифили все паруса. А еще через 10 минут встречный ветер засвистел с удвоенной силой, быстро разогнав острую неприятную встречную волну.
Некоторое время я развлекался, пытаясь лавировать на одном полном гроте, а потом решил ткнуться в берег, чтобы немного модернизировать проводку штормового стакселя.
К сожалению, прохождение прибоя стало для Таньки последней каплей, и она объявила дневку.

30.07. Шторм.

 Шторм.
Получив по sms свежий прогноз погоды, мы поняли, что встречный шторм будет продолжаться до вечера 30-го июля. Решаем устроить дневку.
Два дня мы отдыхаем. Гуляем по лесу за ягодами, готовим еду, ходим за водой на речку, осматриваем старые избы.
Почти весь Летний берег состоит из песка из которого растут невысокие сосны. Выглядит все это очень симпатично и сильно напоминает Прибалтику.
А ночью шторм разыгрался еще сильнее. Палатка, закрепленная всеми растяжками сильно кренится на ветру. Оглушительно ревет прибой, но мы уже привыкли.
Один из сильных порывов ветра разбудил меня часа в 2 ночи, и я по привычке выглянул в щель, чтобы посмотреть на катамаран. Это получилось очень вовремя, потому что в следующую секунду, надежно закрепленная на песке лодка решила поднять генакер. Порывы ветра растрепали фаловый угол паруса, торчащий из кармана рубки, и он начал быстро вытягивать за собой весь парус.
Пришлось в голом виде бежать к катамарану, и на холодном ветру с брызгами прибоя прятать все паруса и привязывать их шкериками.
Зато я сильно прочувствовал, как хорошо, что мы проводим эту ночь на берегу, а не болтаемся в море среди пенных гребней. Еще мне подумалось, что когда-нибудь будет и наоборот, но я радуюсь, что не в этот раз.

31.07.
Мыс Яреньгский Рог – мыс Ухнаволок.

Вышли совсем рано, немного после полуночи, предварительно как следует поужинав. Легкий стихающий ветерок дует почти навтречу большим пологим волнам. Генакер помог нам преодолеть прибой, и мы какое-то время болтались без ветра на громадных валах. Мне нравится это катание с горок, но Таньке совсем поплохело, и она несколько раз избавлялась от ужина, пока не заснула в палатке.
Наконец подул тихий ветерок. Мы поймали его в пузатый генакер и, получив вымпельный ветер, постепенно разогнались до 7-10 км/ч. Держу курс на оконечность мыса Лопшеньгий. И это оказалось ошибкой. Когда я выбрал эту точку на gps, прибор показал, что нужно держать градусов 15 левее мыса. Я не придал этому значения, а отливное течение тащило нас в море, заставляя постепенно приводиться. Я понял свою ошибку, когда пришлось менять генакер для попутных курсов на более плоский. А на рассвете ветер усилился, и мы уже без помощи генакера удерживали скорость больше 10 км/ч. Я передал румпель Машке и убедившись, что она хорошо держит курс постарался подремать.
На мыс Лопшеньгий мы все же вырезались. Он кстати очень красивый. А за мысом сделали небольшую остановку, чтобы передохнуть и спокойно позавтракать.
Когда мы снова оказались в море, ветер стал совсем неровным, и нам пришлось несколько раз менять генакеры и лавировать, сначала против ветра, а потом по ветру. Зато Маша научилась в одиночку выполнять поворот фордевинд с генакером на скорости почти 10 км/ч.
Хлопотная ночь и первая половина дня окончательно сморили команду на подходе к Онежскому заливу. Пришлось Капитаньке брать управление в свои руки. Мы все спали, поэтому не слышали, как Танька проехала по Белухе. Она говорит, что они обе сильно испугались.
Скоро нам всем пришлось просыпаться и грести без ветра в три весла против сильного отливного течения у мыса. До сих пор не пойму как мы сумели обойти мыс Ухтнавалок, даже не сломав ни одного весла. И ведь запросто могли остановиться перед мысом. Вот бы научиться вкладывать такую энергию в действительно нужные дела.
Когда подходили к берегу, то увидели, что один камень на осушке какой-то странный. Как будто кто-то специально поставил один большой камень на другой. Загадка прояснилась, когда верхний камень расправил громадные крылья и превратился в большущего орла, почти как в фильме про властелина колец.
Широкая осушка не позволила вытащить лодку на берег. Пришлось закапывать в песок рядом с катамараном 2 якоря и спать на борту. Конечно, я бы предпочел спать в палатке, но тогда лодка должна стоять рядом на берегу в пределах прямой видимости из палатки. А если приходится выбирать между катамараном и женой, то у последней не остается шансов.
Ночью я проснулся оттого, что катамаран поднялся с приливом и с берега подул ветер. Спросонья я не придумал ничего лучше, чем выкинуть за борт плавучий якорь, чтобы не пришлось далеко возвращаться, если обычные якоря не удержат. Кажется, это просто был приступ ночной мнительности. Танька утром долго смеялась, когда увидела катамаран, стоящий на песке в тридцати метрах от моря с лежащим рядом плавучим якорем.

1.08.
Мыс Ухнаволок – мыс Летний Орлов.

Почти весь день мучились от безветрия. Остановились у какой-то речки воды набрать и забыли там Танькин спасик. Пришлось против встречного штиля возвращаться километра 2. А последние 200 метров меня из катамарана выгнали и заставили босиком по воде бежать. Зато под вечер раздуло, и мы хорошо поехали. Вот только остановиться сумели ночью под дождем у берега, выложенного булыжниками с футбольный мяч и больше.
Я то привязал одну веревку к берегу, а якорь отнес подальше в море, чтобы катамаран о камни не трепало и лег на борту, зато в палатке было не слишком мягко спать.

2.08.
Мыс Летний Орлов – мыс Лиственный.

 На мысу Лиственном.
Так и не удалось мне здесь по берегу походить. Утром только вещи погрузили и дальше в путь. Зато, завтрак уже не торопясь на борту приготовили и поели с удовольствием. Потом генакер подняли. И скорость была неплохой, пока ветер не ослаб, все рулили с удовольствием.
Когда время обеда подошло, снова еду сварили, чаю попили. Хорошо! Ветер попутный, спим, едим, белух и тюленей снимать пытаемся. Нового дельфина увидели. Белухи обычно большие и вялые, а этот, поменьше, серого цвета и плывет как-то более энергично.
Когда раздувать стало, мы немного испугались и генакер убрали. Но когда Капитанька спать пошла, снова подняли. Скорость с генакером намного больше. Ветер чисто попутный около 3-4 м/с. Приходится двигаться пологими галсами. Я настроил gps, чтобы показывал скорость на цель. И сразу стало понятно, что максимальная скорость на цель соответствует максимальной абсолютной скорости. То есть, я привожусь до тех пор, пока скорость продолжает расти. Абсолютная скорость 10 - 15 км/ч, а скорость на цель на 1-2 км/ч ниже. Но вообще, это уже довольно спортивно для загруженного Тайфуна на волнении.
Оказалось, что не зря я всю скорость из лодки выжимал. Мы успели прийти в Лямцу за 15 минут до закрытия магазина, а потом на остатках ветра доползли до хорошего места с речкой.

3.08.
Мыс Лиственный – Южная Перхлуда.

 Южная Перхлуда.
Пересекаем море на острова Онежского залива. Чувствую, что поход подходит к концу, море заканчивается и то ли специально, то ли нарочно правлю, левее(увалистее) Перхлуд, которые Капитанька целью назначила. Танька, когда это обнаружила, рассердилась не на шутку. При лавировке обвинила меня, что я не понимаю, где север, а где юг (я и правда не понимал), на что я ей заявил, что она не понимает, где право, а где лево(она в гневе обычно тоже не может с этим разобраться). Капитанька окончательно разъярилась, метнула в меня кружкой, впрочем, достаточно метко, чтобы чашка от меня в воду не отскочила, и пошла плакать в палатку.
А когда Танька в палатку прячется, то погода, как известно сразу меняется. И сейчас ветер быстренько стих. И нам, чтобы хорошее место для стоянки найти, пришлось через стоячие волны грести. Меня даже замутило немного.
Наконец Капитанька вылезла из палатки и жизнь снова постепенно наладилась. Ветер поднялся. И место неплохое нашлось. Танька милостливо на дневку согласилась и пошла с Васькой по скалам лазить, а Машка сразу морошку нашла.

4.08. Дневка.

 Там был орел.
Дневка удалась. Нагулялись, морошки досыта наелись. Ваське очень понравилось по скалам гулять. Нашел какую-то щепку и решил, что у него теперь тоже будет меч как у Маши. На скалах орла большого встретили. Пытались сфотографировать, но получился только снимок обрыва, над которым только что пролетал орел. Слишком медленная наша цифровая сонька для таких снимков.
Вечером Танька большую стопку блинов напекла. Ели их со смесью, полученной из черники, морошки, сухого молока и сахара. Кстати, самым вкусным в походе было признано сухое молоко сделанное из пальмого масла и других растительных несъедобностей.
Главное же достоинство небольших островов расположенных в середине Онежского залива, это очень малое количество всякого гнуса и комаров.

5.08.
Южная Перхлуда – остров Седостров.

 Онежский залив.
Когда мы получили прогноз погоды, то я сразу сказал, что на сегодня намечаются гонки. И хотя в первой половине дня ветер еще не набрал полной силы, мы подолгу неслись в бакштаг по неровным острым волнам со скорость больше 15 км/ч. Вся команда была счастлива прокатиться с ветерком между островов. На всякий случай все были привязаны к катамарану отдельными шнурочками. Конечно, когда ветер усилился, мы зарифили грот, скрутили основной стаксель и подняли на отдельном фале полутораметровый штормовой стаксель. Скорость уменьшилась совсем не сильно.
Идем лагом к волнам, и от этого все выглядит еще веселее. Некоторые волны достаточно крутые и быстрые, чтобы разбиться о левый поплавок, если от них вовремя не увернуться. Больше всего достается сидящим на наветренном поплавке, особенно рулевому. И почему не делают Тайфуны сантиметров на 20 выше? Зато в палатке, несмотря на ее негерметичность, сухо.
Ветер на порывах достигает 11 м/с если верить нашему прибору, который за весь поход очень редко показывал скорость ветра больше 4 м/с.
На острове Голый мы остановились, чтобы пообедать и оценить обстановку. Я попытался поискать грибы, но для них последний месяц было слишком сухо.
После обеда я посмотрел на море и решил, что ветер еще сильнее, но на нашем берегу он не ощущается и всем хочется вернуться в море. Со штормовым вооружением мы имеем очень большой запас остоийчивости, а прочности мачты с нижними вантами должно хватить с большим запасом.
Меня только смущает рулевое управление. Ветер попутный и если руль сломается, то нам придется прибыть в точку финиша на один день раньше. Мы совсем не хотим делать два перехода за один день, поэтому для страховки привязываем к задней балке резиновую уключину для весла, чтобы иметь хоть какую-то способность к маневрам в случае потери руля.
Выйдя из-за прикрытия берега, мы смогли оценить реальную силу ветра. Танька отпустила совершенно плоский наглухо-зарифленный грот почти до флюгерного положения, а я убрал штормовой стаксель и достал анемометр. Скорость ветра от 12 до 18 м/с. Иногда на волнах нас окатывает туча брызг. Решаем остановиться на Седострове, который находится прямо по нашему курсу. Но мы не хотим вылетать фордаком на наветренный берег и решаем зайти на остров с подветра.
Танька только немного попробовала увалиться для совершения этого маневра, но сразу ощутила силу ветра всей площадью грота и решила отдать румпель мне. Хотя я еще не успел как следует ощутить поведение судна, поторопился повернуть. Лодка развернулась в полный бакштаг и радостно понеслась обгонять волны. Мы как-то быстро проскочили весь остров, и я начал приводиться. Но видимо повернул руль недостаточно плавно и катамаран продолжил движение по ветру с повернутым рулем. Мне показалось, что я чувствую, как изгибается водным потоком перо руля. Я испугался, что раздастся хруст и вернул руль на место. Потом немного снизил скорость, выбрав гикашкот на фордаке и плавно повернул, отпустив гикашкот.
Лодка постепенно привелась до полного бейдевида и наехала швертом на мель... Пришлось снова уваливаться и огибать мель. Но, по крайней мере, за островом нет волн. И мы медленно, но верно, причалили к острову в бейдевинд. Несмотря, на ветер 15 м/с, я порывался поднять штормовой стаксель, но до берега оставалось 300 метров и Капитанька скомандовала отставить.
Получается, что при таком ветре половинка нашего грота типа крыло, имеет слишком большую площадь для фордака, но недостаточную высоту для хорошей лавировки. Возможно, для таких условий треугольный грот был бы лучше.
В этот день Танька так разволновалась, а еще больше промокла, что на берегу сразу же завалилась спать в палатке. Только перед закатом ее удалось выманить от туда при помощи гречневой каши с молоком.
Берега нашего острова оказались отделаны красивым красным гранитом и мы еще долго гуляли вдоль моря и играли с Васькой в салочки. В голову приходят странные мысли, что города, это такие специальные резервации для людей, устроенные инопланетянами, чтобы люди не испортили слишком быстро экологию всей поверхности земли.

6.08.
Седостров – мыс Выгнаволок (место стапеля).

Сегодня нам предстоит совсем маленький последний переход. Ветра почти нет, но нам как-то удается установить генакер и набрать скорость в бейдевинд. Я с грустью думаю, что этот переход закончится раньше, чем мне бы хотелось. По традиции мы приготовили на ходу завтрак. Справа по борту остался о.Осинки, на котором мы ночевали в наш прошлый поход.
Я позвонил со спутникового телефона водителю (Минин Алексей Александрович (stasia@onego.ru, (81437) 5-39-79, +7 921 7011711), который отвозил нас на море. И договорились, что он приедет за нами на берег в 22 часа.
Под конец перехода ветер усилился и скорость выросла. Но видно, наши мысли слишком отдалились от окружающей действительности. Никто не вспомнил о том, что неплохо было бы убрать генакер и приготовиться к швартовке. Опомнились мы за 10 метров от торчащих из-под воды камней. Я завопил, тормози, и бросился убирать генакер, а Машка уже выполнила свою часть работы и подняла руль. Поэтому, если бы даже Танька и захотела привестись, то без руля она ничего не могла поделать, и мы пропустили камень между баллонами.
Я нацепил гидроштаны и слез в воду, чтобы оценить повреждения. Как выяснилось, порвался один длинный трос паука. В принципе, работы по ремонту максимум на час, но нам уже не нужно никуда плыть и мы с грустью вытаскиваем катамаран на берег и разбираем его.
Пока упаковывали вещи, все по очереди ходили кушать и собирать чернику. Не смотря на множество людей, ее здесь очень много. Машина пришла ровно в 22.00, когда мы после ужина прогуливались вокруг кучи упаковок со снаряжением.

7.08. – 8.08
Беломорск – Москва.

Минут через сорок мы уже были на вокзале в Беломорске. Плацкартных билетов не оказалось, а купейные были разбросаны по разным вагонам. Зато были купе с услугами на скорый поезд, на 200р дороже обычных. Мы взяли целиком купе и за какие-то смешные деньги докупили 4 билета на провоз дополнительных 14 кг багажа.
Я позвонил по сотовому в Москву водителю грузопассажирской газели, который отвозил нас на вокзал и он пообещал встретить нас в Москве на платной стоянке рядом с перроном. Я уже с трудом понимаю, как люди раньше жили без мобильных телефонов.
Ночью поставили палатку прямо рядом с вокзалом. На всякий случай я погулял первую половину ночи рядом с нашей кучей вещей, слушая mp3 плеер и беседуя с милиционерами про рыбалку, пока Машка не сменила меня.
С погрузкой нам помогла детская группа из Башкирии. Все же дети это большая сила, как разрушительная, так и созидательная. Я с трудом понимаю, как руководителям удается ее контролировать, хотя Танька долго занималась детским туризмом и сама была руководителем.
В поезде Васька удивил нас своим новым могуществом. Он легко забирался на вторую полку, и сам ходил в туалет. Когда мы ехали из Москвы, все это было для него невозможно. Только днем, когда они с Машей разгадывали детский кроссворд, он увидел на картинке трясущегося мальчика с засунутыми в розетку пальцами. Бедный ребенок закрыл глаза ладонью, а другой рукой, отвернувшись, пытался отодвинуть книжку подальше от себя, повторяя одну и туже фразу «Закрыть и Убрать…, Закрыть и Убрать…». Пришлось спрятать книжку и поиграть с Васькой в шашки и шахматы.
Эта история имела продолжение, когда ребенок отправился в туалет, в три часа ночи оттуда раздался испуганный детский визг. Машка, как настоящий самурай среагировала первой. Она слетела со своей полки и бросилась на помощь. Оказывается, что бедный ребенок, сделав свои дела, увидел в туалете розетку, как на картинке. Пришлось маме прочитать ему короткую лекцию про электричество, а дома он торжественно получил блок из шести розеток, который можно было покрутить в руках и изучить во всех подробностях.
А я почему-то чувствую грусть, оттого что растерял где-то свою способность искренне бояться. Например, в детстве я до ужаса боялся, что на улице или в темной комнате встречу динозавра. А теперь все мои страхи имеют скучную логически-объяснимую причину.
За пол часа до приезда в Москву мне позвонил водитель и сказал, что ждет нас на вокзале. В результате мы без задержек перетащили вещи в машину и уже через пару часов были у себя дома в 50 км от Москвы.

Вернуться к оглавлению