Hosted by uCoz
Отчет о путешествии по Белому морю на парусном катамаране Ветер по маршруту:
Чупа – о. Сидоров – Соностров – о. Сидоров – Кандалакша.
с 3 по 14 июля 2001 года.

Участники:

Старший помощник и первый судовладелец - Хазацкий Игорь Александрович (ikh@mail.ru)
Капитан, кок, третий судовладелец и автор отчета - Хазацкий Александр Александрович (hank@pisem.net)
Катамаран – Ветер, фирмы Тритон. (www.triton-ltd.ru)

У первых двух участников это была третья поездка на Белое море, а последний, до этого успел погонять только по гладкой поверхности Селигера. Последняя наша раз мы путешествовали по белому морю на байдарках, почти по такому же маршруту. Что касается парусного опыта, то я успел почитать в интернете "Справочник яхтсмена" Боба Бонда, кучу отчетов и все остальное, что попалось на эту тему. Сразу после покупки нового катамарана мы отправились осваивать его на Селигер. Там мы почувствовали, что у нашего приобретения гоночные замашки. Несколько раз мы катались, обгоняя волны на загруженном катамаране. Не знаю, считается ли это глиссированием, но мне кажется, что особенностью этого катамарана при хорошем ветре, является способность немного приподниматься из воды и скользить по поверхности, а не разрезать ее. Вообще-то, в тот раз у нас хорошо получалось разгоняться, но с торможением были проблемы. Мы хорошо отработали только один прием, торможения в камыши. Я даже немного беспокоился, где мы будем искать заросли камышей на Белом море.

Идея обзавестись парусным катамараном вызревала у нас довольно давно. Меня, например, большие водные пространства обычно радуют больше чем тесные реки. И в этом году я подумывал, не поменять ли свою байдарку на более мореходную Ладогу, когда мой брат Игорь заявил, что ему надоело грести и хочется чего-нибудь новенького, после чего, речь зашла о катамаране. Выяснилось, что наш общий друг Боря, тоже не прочь освоить новый вид транспорта. Я сразу поймал их на слове и занялся исследованием этого вопроса в интернете. Простор пришлось отклонить сразу из за того , что для придания ему надлежащей мореходности требуются довольно большие вложения сил времени и средств. Да и вес у него получается довольно приличный. Альбатрос-16 мне в принципе понравился, но при приблизительно равном весе и цене он проигрывает Ветру в габаритных размерах и объеме баллонов, а значит и в мореходности. Вообще-то, мне больше всего понравились Фиорд и тритоновский Святогор, но я быстро подавил в себе эти замашки, решив, что это пока не наш размерчик. При отсутствии всякого опыта, Ветер просто показался нам самым симпатичным, я бы сказал пропорциональным. Сейчас, по результатам сезона (~ 30 дней на катамаране) у меня нет к этой лодке серьезных претензий. Чего, наверно, нельзя сказать наоборот.

3 июля первый час ночи

Два тяжеленных рюкзака со всякой всячиной, в числе которой были два свинцовых грузовых пояса для ныряния в семимиллиметровых гидрах с комплектами номер раз, много изысканной еды в пластиковых бутылках и прочее снаряжение, которое придает комфорт и позволяет занять время в процессе путешествия, а также две нелегких, но симпатичных упаковки с катамараном Ветер отправились вместе с нами в 112 поезде в сторону Севера отдыхать. Этот поезд отправлялся вслед за 16 и за старым знакомым 182. Почему-то большинство пассажиров предпочитает эти поезда, а 112 идет уже почти пустой. В вагоне оказалось всего человек 10 пассажиров. Груз уютно и неприметно разместился внутри плацкарта, а мы потные и довольные вышли на платформу подышать воздухом и попрощаться с Борей, который сначала собирался отправиться с нами. Но его любимая работа и желание провести отпуск с женой не позволили ему в полном объеме испытать райское наслаждение от перетаскивания тяжестей, соленой воды и других прелестей путешествия. Зато он привез нас на вокзал и помог нам затащить вещи. Всю дорогу до вокзала они с Игорем громко распевали лихие морские песни. Я же тихо сидел и думал, что мы все забыли и ничего ли не взяли, но ни как не мог вспомнить что именно…

Когда мы вернулись в вагон, то обнаружили на нашем месте парня, хлещущего пиво. Мы тоже собирались съесть перед сном по бутылочке пивка, и присоединись к его веселому занятию. Парень своим поведением оказался похож на болтливого пророка из фильма Догма. Так что нам оставалось только слушать, как он болтает всякую всячину, про свой любимый фильм - Матрицу и любимую книгу - Библию. По его словам он успел посидеть и теперь ехал по своим зекенским делам. Он лихо сыпал длиннющими цитатами из ветхого и нового завета и изложил нам очень оригинальную точку зрения на учение Христа. Нужно отметить, что сам он не имел отношения к тем проповедникам, которые пристают к мирным гражданам на улицах и в транспорте. Под конец, перед тем как улечься спать, он ввернул цитату из Кастанеды про путь сердца, которому, как я понял, он неукоснительно следует.

Следующий день в поезде был ничем не примечателен. Мы заинтересованно следили за всеми изменениями погоды, играли в шахматы, трепались и дрыхли.


4 июля (пройдено 20 км)

Сборка в Чупе рядом с яхтклубом Первая стоянка на островке в Чупской губе рядом с о. Олений Первая стоянка на островке в Чупской губе рядом с о. Олений ТО Вечер

Часов в шесть утра мы выгрузились на станции Чупа. Вся выгрузка заняла у нас секунд 30. Неплохое достижение для начинающих катамаранщиков. До моря мы добрались на обычном рейсовом автобусе. Первый идет в 7:15. Вообще-то, мы собирались поймать машину, но они ходят там довольно редко и большая часть грузовиков в это время торопится на работу. Зато, когда мы проезжали Лоухи местные таксисты через проводника нашего вагона поинтересовались у нас - не нужно ли нам куда-то доехать. Мы отказались, но вообще-то, это тоже неплохой вариант. Водитель рейсового автобуса не только разрешил погрузиться к нему с катамараном, но и довез до пирса, где есть площадка для сборки. Кстати местные жители нас предупредили, что алюминиевые детали лучше не оставлять без присмотра, так как в округе орудуют бригады по сбору цветных металлов, которые даже привязанную на воде моторку могут умыкнуть на металлолом.

Мы взялись за работу, полные решимости поставить очередной личный рекорд скорости сборки, и когда содержимое двух, самых тяжелых мешков стало принимать очертания катамарана, у пирса остановилась машина и к нам подошли познакомиться местные ребята. Оказалось что тут у них здесь яхт-клуб и настоящая туристическая фирма с сайтом в интернете www.whitesea.ru. Перед нами у пирса покачивалась на воде яхта с именем Браво. А рядом в ангаре заканчивался ремонт другой крейсерской яхты - Белая ночь. Ребята пригласили нас на борт Браво, показали местные морские карты и рассказали об интересных местах. Так жалко, что нашего отпуска не хватает на то, чтобы без спешки обойти все местные достопримечательности. Нам не хотелось долго задерживаться в поселке, и мы не стали тянуть с погрузкой и довольно быстро отошли от пирса на веслах.

Ветер 2-4 бала курс бакштаг. Игорь первый раз идет под парусом и это ему очень нравится. Я показал ему, где стаксель шкоты и тали подъема и опускания шверта и мы немного поупражнялись в выполнении поворотов. При слабом ветре мы быстро продвигались по Чупской губе, и после очередного поворота ветер стал дуть точно навстречу. Сначала мы принялись лавировать, а потом заметили, что ближе к левому берегу направление ветра немного отличается, и двинулись одним галсом в полный бейдевинд. Мне очень нравится, как наш Ветер идет этим курсом, скорость очень приличная, а снос при опущенном шверте, длиной 120 см - минимальный. Через пару часов хода мы остановились на маленьком островке перед островом Олений, и решили дальше пока не идти, а уложить получше вещи и отдохнуть после поезда. Кроме прочего, мы переделали проводку тали подъема шверта по рецепту Григория Шмерлинга, привязав к шкотовой балке блочек и перекинув конец для подъема шверта через переднюю балку. Только мы не стали спиливать перемычку стопора, боясь его ослабить, а просто развернули другой стороной старый стопор. Теперь у нас вся задняя часть трамплина свободна от любых концов, кроме гика-шкота и можно пересаживаться с борта на борт не спотыкаясь, о заботливо натянутую посередине веревочку. Потом, после сытного обеда мы еще немного покатались на разгруженном катамаране, и только наступивший штиль заставил нас прекратить это занятие.


5 июля (пройдено 31 км )

Между островами Облака

Следующий день встретил нас встречным ветром от 3 - 4 бала, и нам пришлось долго и честно лавировать вдоль острова Олений. Сначала, не имея большого опыта в выборе самого быстрого курса при лавировке, я на левом галсе руководствовался тем соображением, чтобы край грота закрывал глаза от ярко светящего солнца, а на правом старался разогнаться побыстрее, немного уваливаясь, просто, потому что так было веселее. Обычно Игорь даже не успевал захрапеть до того момента, когда мы упирались в берег, и нужно было делать очередной оверштаг. Потом мы поменялись местами, и некоторое время я разлагался на трамплине, любуясь на небо, только изредка по команде Игоря принимал участие в поворотах.

Постепенно ветер немного изменил направление и усилился до 4-5 балов. В результате правые галсы стали значительно длиннее, и скорость здорово возросла. Когда появились тучки, и мы немного забеспокоились. Пока погода решала, чем ей заняться во вторую половину дня, мы причалили к о. Кереть и набрали пресной воды из небольшого болотного озера. Вообще-то, воду лучше брать из озера на другом берегу у мыса Картешь, где расположена биостанция. Мы брали там очень чистую воду в нашем предыдущем байдарочном путешествии. Да и ребята в Чупе говорили, что вода там отличается необыкновенной мягкостью. Когда мы двинулись, дальше погода немного выровнялась, хотя ощущение опасности все еще не проходило. К тому же ветер поменял направление. В бакштаг мы обошли остров Сидоров с левой стороны и впервые за эту поездку высунули нос в открытое море. Характер волны сильно изменился. Откуда-то с востока поперек к ветру приходили большие пологие морские волны, которые заставили Игоря вспомнить про морскую болезнь. Ветер около 4 балов задувал с берега и отжимал нас в открытое море. Мы прикинули возможные направления галсов и решили не рисковать, а развернулись и вошли в проход между островом и северо-восточной оконечностью острова Сидоров. Было время отлива. И, к сожалению, наш катамаран не был оборудован никакими средствами передвижения по илистой осушке, кроме наших ленивых ног. Мы немного посидели и поснимали красивые виды на ближайшей вершинке и, погрузившись на кат, отправились искать нашу сегодняшнюю стоянку. Оказалось, что она расположена в заливе на западной стороне острова Сидоров рядом с большой сосной. В честь удачного начала путешествия я решил сварить мою любимую мелкую черную фасоль, но когда она была почти готова, оправдались наши худшие предположения относительно погоды. Надвинулась черная туча с молниями, шквалистым ветром и дождем, что, однако не помешало мне закончить приготовление пищи. В конце концов, мы взяли еду с собой в палатку. Оттуда мы любовались в щелку на разгулявшуюся природу и радовались, что не болтаемся в это время посреди моря.


6 июля. (дневка)

о. Сидоров W NW N

Весь день дует сильный северный ветер. Балов 7, наверно. Хотя, на нашей стороне острова море сравнительно тихое, с наветренной стороны должны гулять большие волны. Спим, гуляем, фотографируем. Ветер быстро сдувает с неба остатки облаков. Похоже, погода меняется. Внимательно осмотрели катамаран и обнаружили, что верхняя часть руля расклеилась. Руль, склеенный на заводе из двух половинок с некоторым смещением, оказался слабым местом. Приходится заняться ремонтом. Для того, чтобы не ждать целые сутки слегка подогреваем эпоксидку. Часа за 4 клей приобрел приличную твердость. Наверно, если руль сломается окончательно, можно будет обвести, то, что от него останется, на какой-нибудь, наиболее крепкой доске, которые встречаются на берегу и с помощью пилки ножа и топора придать ей правильную форму. Или приспособить вместо руля весло. И так мы решаем, что потеря руля нас не остановит.


Ночь на 7 июля (пройдено 10 км)

Мы еще не вышли из за прикрытия мыса, а море уже не спокойное Приятно оказаться на твердой земле...

К вечеру ветер притих , облака убежали куда-то за горизонт, солнце стало припекать. Мы даже с удовольствием искупались в море во время прилива.

После целого дня незапланированного отдыха нам захотелось попутешествовать. Благо солнце заходит за горизонт часа всего на час или на два. Купаемся, ужинаем, сворачиваем лагерь в гермомешки, прикручиваем их к кату. Выходим с зарифленным гротом. Ветер между островами от 0 до 6 балов.

И снова, во время отлива попутный ветер выносит нас на мель между островами Кереть и Кишкин. Приходится выворачиваться против ветра и идти в пролив между о.Кишкин и о. Сидоров. Вокруг очень красивые скалы подсвечиваются лучами заходящего солнца. Высокие острова создают в протоке полный штиль, который по мере выхода на более открытое пространство постепенно сменяется на усиливающийся ветер. В узкий пролив между о.Кишкиным и о. Черемшихой входим на одном зарифленном гроте. Тем не менее, скорость не кажется слишком маленькой. Здесь уже начинаются здоровущие морские волны, оставшиеся после дневного шторма. Лучше я не буду пытаться оценить их высоту. Все равно совру, наверно. Северный – попутный для нас ветер быстро несет нас к северо-восточной оконечности Пежострова. Около часа ночи фотографируем закат.

Постепенно мы выходим из прикрытия островов, и волны еще больше усиливаются. Мы как-то не привыкли к такому неровному морю, и хотя непосредственной опасности вроде и не наблюдается, решаем переждать. Останавливаемся в тихом заливчике на широком песчаном пляже в середине северного берега Пежострова.

Очень приятное место для катамаранов. Можно выбрасываться на берег на полной скорости. Чистый песок и ни одного камня. Прогуливаясь и осматриваясь в этом новом месте, вспоминаем, что нам совсем не повредило бы пополнить запасы пресной воды. И через секунду обнаруживаем родник с железистой, но холодной и чистой водой, к тому же укомплектованный кастрюлей.


7 июля (пройдено 22 км)

На Пежострове Оттуда мы пришли этой ночью. А здесь очень широкий и приятный пляж. На этом осторвке куча морошки - неспелой :-( На заднем плане мыс Шарапов. Мы сейчас пойдем туда, широкими галсами Похоже, что искусство рулевого заключается в том, чтобы солнце не слепило глаза :-)


Утром, вернее уже днем, когда мы хорошо выспались, обнаруживаем на противоположном берегу косы пустую избушку. Вид у нее, мягко говоря, запущенный.Еду готовим на костре, разведенном в отливе. Морской песок немного уступает по питательности сахарному, и нам приходится стараться поменьше приправлять им еду и чай. Но растительность на острове кажется слишком сухой, чтобы допускать даже минимальный риск пожара.Выходим на зарифленном гроте и стакселе. Ветер около 5 балов. Наконец, до нас дошло, что грот достаточно удобно поднимать на воде, медленно дрейфуя против ветра на стакселе. При помощи одного стакселя и руля, хорошо, получается, удерживаться почти на одном месте, выполняя разные работы, вроде взятия рифов. Вот только нет смысла пытаться делать при этом оверштаг. Все же хорошая вещь стаксель. Польза от него явно не пропорциональна его размеру. Особенно заметный прирост скорости он дает при зарифленом гроте, что позволяет довольно быстро перемещаться в условиях не совсем хорошей погоды.

В самом начале перехода с треском отцепляются от мачты нижние>   ванты. Это открутился с заботливо смазанного пушечным салом болта, барашек. Подходим к берегу и восстанавливаем порядок. Проверяем все барашки, не исключая тот, который держит скобу верхние ванты, для чего валим и снова поднимаем мачту. К востоку от Пежострова высаживаемся на очень симпатичный островок без леса, зато с большим количеством неспелой морошки. Птицы вяло покрикивают на нас. Мне кажется в основном для собственного развлечения. Фотографируем прибой и себя любимых.

Снова садимся на катамаран и двигаемся в бейдевинд к острову Сосновец и далее другим галсом вдоль берега к мысу Шарапов. Ветер слабеет, и мы идем уже на полных парусах, но перед выходом из за мыса, решаем подстраховаться и опять берем рифы. Действительно, за мысом ветер усилился, а главное снова появились большие морские волны. В этот момент порыв ветра вырывает у Игоря из рук лист карты, который я старательно обклеил с двух сторон скотчем. Хотя у нас есть еще атлас Карелии, карту жалко и мы делаем оверштаг и бросаемся ней в погоню. Опасаясь, что своими резкимидействиями мы можем нарушить равновесиена больших волнах, я командую опустить стаксель. Это оказалось ошибкой, потому что без него наши маневренные возможности совсем ухудшились. Мы не смогли выполнить во время оверштаг, и зелено-синий лист быстро затерялся на ухабистой поверхности моря. Надеюсь, его выловил кто-нибудь, кому он может пригодится, а то рыбы как-то плохо разбираются в человеческой картографии.

После мыса Шарапов ветер становится встречным и нам приходится лавировать, закладывая галсы вдоль берега. Из-за встречных волн и слабеющего ветра скорость не высокая. Но рифы мы убрали только под конец, когда ветер уже почти совсем скис. Остановились на ночь, с внутренней стороны Сонострова. На полусгнившей скамейке читаю вырезанную надпись CAPTAN SILVER. Думаю, что ее мог вырезать кто-то из команды катамарана Сильвер, отчет, о походе которого, я читал в интернете перед отпуском. Пока варим гречневую кашу, в нашу сторону с противоположного берега движется гребная лодка. Время уже за полночь и Игорь предлагает угадать, с каким, самым чудным вопросом, может подойти к нам в середине ночи человек. Среди наших вариантов правильного не оказалось. Хотя вопрос оказался довольно очевидным – “Нет ли у нас курева?”.>  Узнав, что мы не курим, мужик, спросив у нас время (около часа ночи), решил отправиться в деревню Соностров, поискать там сигареты и договориться насчет бани.


8 июля (пройдено 34 км)

Ждем ветра о. Сидоров

Сегодня мы должны решить. Двигаться дальше на северо-восток или повернуть обратно. Весело вышли из-за Сонострова на всех парусах и тут ветер полностью стих. Болтаемся в двухстах метрах от берега при полном штиле и ясном небе. Жарко, грести неохота. Мы уже немного истомились, когда начал задувать ветер. Мы не сразу определились с его направлением и успели пройти несколько километров, когда оказалось, что ветер опять встречный. Нужно снова закладывать галсы вдоль берега. Но это еще ничего. По гладкой воде мы и галсами движемся достаточно быстро, хуже что, с трех сторон открытое море и ветер в любой момент может разогнать волну и тогда наша скорость совсем уменьшится, а то и совсем придется остановиться и ждать у моря погоды. К сожалению, время нашего отпуска ограничено. У Игоря – билеты на самолет и к тому же он хочет перед отлетом в Германию провести еще несколько дней в Москве. Отсюда до Куземы нет приличных мест для схода. Я начинаю бояться, что если мы задержимся из-за погоды в начале или середине маршрута, то можем начать спешить в конце. А я до сих пор считаю, что одна из самых больших опасностей на море это спешка. Все эти мысли бродят у меня в голове кругами. Где-то после цатого круга я, к большой радости Игоря, печалясь об упущенных возможностях, командую к повороту.

Ветер становится попутным, и мы начинаем сначала бабочкой, потом длинными галсами убегать обратно мимо мыса Шарапов к острову Сидоров. Хотя ветер несильный мы, не напрягаясь, прошли за пол дня, весь путь до нашей позавчерашней стоянки. Я ни как не могу перестать грустить из-за смены первоначальных планов. Только мощный грозовой фронт перед островом Сидоров идущий с северо-запада, несмотря на юго-восточный низовой ветер, начинает менять мое настроение в лучшую сторону. Быстро убегаем от него на нашу старую стоянку, мимо которой мы только что прошли. Ставим палатку и одновременно готовим еду, в надежде справиться до дождя. Наше фирменное блюдо - пакетный суп с добавлением каши ассорти и топленого масла, только начинало шкворчать в канчике, когда начинается ливень. Как ни странно шквала так и не случилось. Я героически остаюсь под дождем, не в силах бросить мой суп. Потом мне в голову приходит мысль, воспользоваться случаем,и помыться пресной водой. Тем более, что я уже основательно запарился в гидрокостюме. С удовольствием стягиваю с себя гидру и принимаю прохладный душ. Когда костер окончательно проиграл состязаниес дождем, мы опять сидели в палатке на том же месте, что и два дня назад. Смотрели на такой же дождь и ели почти готовый суп.


9 июля (дневка)

Кажется придется нырять... Игорь катается один

Следующим утром мне сильно захотелось понырять.И после завтрака мы с Игорем оказываемся внутри мокрых семимиллиметровых гидрокостюмов, с тяжеленными свинцовыми поясами. Перед тем как начать нырять в комплектах номер раз я даю морской воде протечь под гидру и выхожу на солнышко, чтобы вода согрелась. Когда мы, наконец, начинаем нырять, вода все равно не кажется достаточно теплой. Но особого холода тоже не ощущается. На глубине вода здорово холодит руки без перчаток, но это тоже вполне терпимо. Подводный мир в заливе не производит особого впечатления. Прозрачность воды – метра четыре - пять. Водоросли кажутся какими-то не очень чистыми. Медуз почти нет. Морские звезды и мидии – мелюзга. Почти все рыбы разбегаются от нас за сто метров. Мне кажется, что в белом море более интересно нырять внутри глубоких заливов, где море сильно напоминает озера, никогда не штормит слишком сильно и хорошо прогревается. Прошли взад-вперед метров триста вдоль берега, но так и не встретили ничего интересней морской капусты.

После погружения я в голом виде отогревался у костра, когда вдруг, к нам на стоянку по тропинке из лесу вышел парень. Мой вид его не испугал, и мы разговорились. Оказывается, он вместе с друзьями из Северодвинска отдыхает на яхте Странник, которая бросила якорь на другой стороне острова. Он спросил нас, не видели ли мы медведей, и отправился дальше обследовать остров, пригласив нас, зайти к ним в гости. Вообще-то, эти яхтсмены оказались первыми и последними туристами, которые встретились нам за время нашего путешествия. Это странно, потому что я считал эти места самым излюбленным местом отдыха для многих людей. "До этого лета мы никогда не видели яхты вблизи и к тому же немного соскучились по общению. Поэтому, во второй половине дня мы погрузились на кат и пошли вокруг острова. Странник стоял в заливчике у симпатичной скалы. На борту нас встретила очень приятная компания из пяти человек разного возраста. Они пришли сюда из Северодвинска прямо по открытому морю. Кажется, этот переход занял у них меньше трех дней. Наверно, скорость нашего ката и девятиметровой яхтыв принципе сравнимы, но мы и мечтать не можем о таких переходах! А как удобно готовить еду на плите! И как здорово – не нянчить в руках несколько пудов вещей каждый день на стоянке! И все же для меня сейчас нет лучшего судна, чем наш Ветер.

Мы немного покатались на нашем катамаране между островов. При чем рулевым в этот раз был капитан Странника, который в прошлом участвовал в соревнованиях на гоночных катамаранах разных классов. Ветер приближался к пяти балам, и только то, что кат оставался неразгруженным, и на борту было три человека, помешало намразогнаться до максимальной скорости, когда катамаран летит по поверхности, едва касаясь поплавками воды. Но все равно, чувствуется, что наша посудина произвела на ребят сильное впечатление. На следующий день они уже обсуждали, как им сделать такой кораблик. К сожалению тритоновские цены, терпимые для Москвы – становятся заоблачными в Северодвинске. Вечером мы пили чай, сначала на яхте потом у костра на берегу и много болтали. Узнали много интересного. Например, как выглядит золотой корень и как правильно готовить морскую капусту.

Странник


10 июля и ночь на 11 (пройдено 65 км)

Кемь луды Кузокоцкий Радуга Вид на Кольский.

На следующий день мы немного поныряли в гидрокостюмах, обменялись адресами, сфотографировались на страннике и двинулись дальше. Мы в сторону Кемь Луд. Они на новую стоянку к островам Илейки.

Ветер бала 3-4 - юго-восточный. Курс бакштаг или даже галфвинд. Как только вышли из-за островов, появились пологие, но большие волны, которые, как обычно совсем не соответствуют ветру и приходят из открытого моря с юго-запада. Правим в проход между островами, который на карте обозначен как мель. Когда подошли, был отлив. Оказалось, что и, правда, мель. От другой стороны нас отделяет узкая коса. Каких-то двадцать метров, а разгружаться лень.

Купаемся, фотографируем и решаем не ждать прилива, а искать проход. Проводим катамаран вдоль берега. Двадцать сантиметров, для нас вполне достаточная глубина, чтобы идти на веслах, но тут усиливается встречный ветер, и выгребать становится слишком тяжело. Поставили стаксель. Помогаем ему веслами и начинаем весело двигаться в бейдевинд, даже, несмотря на поднятый шверт. Так прошли около километра и наконец просочились в проливчик взяли курс на мы Кузокоцкий. Ветер продолжает усиливаться, и мы>  бежим со скоростью явно больше 10 км/ч. После нескольких особенно сильных порывов уже привычно ложимся в дрейф на одном стакселе и берем рифы на гроте. Скорость почти не уменьшилась. Подходим к мысу в крутой бейдевинд. Ветер продолжает крепчать, и прежде чем поворачивать через пролив в сторону острова Великого, мы решаем высадиться на берег и немного позагорать и посмотреть, что готовит погода на вторую половину дня.

Валяемся на горячих скалах, разглядываем в бинокль окрестности, купаемся и подтягиваем барашки. Жалко упускать попутный ветер, который начинает к тому же немного слабеть, и мы решаем пройти сегодня до губы Ковды, которая находится более чем в 30 км от нас. До нее стоянок уже не будет, потому что весь остров Великий и его окрестности является заповедником. Мы знаем по своему опыту, что местные лесники бдительно охраняют его, от всех кто пытается ступить грязными ногами на его территорию без пропуска, полученного в Кандалакше.

Идем на рифах в фордевинд, и хотя ветер ослабел, Игорь не сразу соглашается поднять все паруса. Когда, наконец, мы развернули грот, ветер скис до одного бала. Пробуем идти на веслах, но это получается не намного быстрей, чем на парусах и мы снова поднимаем оба паруса и решаем идти по ветру галсами. Похоже это действительно быстрей, чем бабочкой. Делаем один широкий галс в море. Ветер 1-2 бала и на небе не просматривается ничего страшного. Немного поэкспериментировав, я выбираю положение румпеля, чтобы катамаран сам держал нужный курс, и даже большие и пологие вчерашние волны не могут сбить его с правильного пути. Когда мы отошли от берега километров на семь, пришло время менять галс. В 15 км впереди, как магнит, виднеется полоска Кандалакшского берега Кольского полуострова. До Кривого осталось примерно такое же расстояние, но только под прямым углом слева. И вот, я второй раз за поход, трусливо командую к повороту. Успокаиваю себя, что вряд ли, такое пересечение на одном пятиметровом катамаране было бы хорошей морской практикой. И самое главное мы уже устали и начали слегка замерзать. Фотографируем закат солнца из-под трамплина катамарана. Весь этот переход замечаем с разных сторон тюленей. Они нас тоже замечают, но почему-то всегда предпочитают разглядывать с нескольких десятков метров. Наверно, наши оранжевые паруса внушают им опасения. Перед рассветом входим в губу Ковда. Огибаем остров Высокий. Почему-то вокруг я чувствую какую-то затхлость и разрушение. Может виной тому мусор, который просматривается на дне сквозь прозрачную воду или, скорее всего усталость и предрассветное время, которое называют часом быка. Останавливаемся на Кривом. Затаскиваем катамаран по скользкой и неудобной скале. Иногда мне обидно. Если бы наш корабль был малость потяжелее, пришлось бы оставлять его на воде, и можно было бы не корячиться по два раза в день. На суше наш Ветер становится довольно неповоротливым и старается отыграться за все то время когда ему приходится нас возить.>  Несмотря, на желание поскорей завалиться спать, сначала готовим горячий чай. Ставим палатку на довольно открытом месте, сокрушаясь, что утром жаркое солнце не даст как следует отдохнуть. Заснули сразу, а через четыре часа воздух в палатке раскалился от прямого попадания солнечных лучей.


11 июля (дневка)

Весь следующий день мы отдыхаем. Погода замечательная море синее и теплое. Я ныряю специально за морской капустой и жарю ее на подсолнечном масле по новому рецепту.В этом походе я опять взял на себя по привычке большую часть возни с приготовлением пищи. Эта дурная привычка, от которой я не собираюсь отказываться (быть поближе к кухне всегда приятно), выработалась в прошлых походах, когда я всегда оказывался единственным вегетарианцем в группе, и мне приходилось самому следить за своим пропитанием. Для этого нужно сделать содержимое котелка достаточно вкусным, или хотя бы съедобным, до того как его «испортят» мясными продуктами и успеть вовремя, отложить себе достойную порцию. В этот раз мы были вдвоем, и Игорь размешивал тушенку у себя в миске, чтобы не мыть канчик.


12 июля (пройдено 42 км)

На следующий день выходим не слишком поздно. Ветер юго-восточный 3-5 балов. Через полчаса хода ветер сначала скис, а потом стал выстреливать мощными порывами с разных сторон. Где-то я читал, что бывают белые шквалы. Наверно, это как раз такой случай. Порывы постепенно превратились в ровный ветер до 5 балов. Появились облака, и мы решили идти поближе к берегу. Курс бейдевинд. Временами, наш загруженный катамаран слегка поднимается из воды и скорость резко возрастает. Держим оба паруса на грани заполаскивания и сидим вместе на наветренном баллоне. Несмотря на скорость и ветер наш баллон все равно сидит немного поглубже, чем подветренный. Через некоторое время нам пришлось поменять курс, и мы двигаемся в сторону губы Княжая и пересекаем ее на остров Волей уже в бакштаг. В это время ветер разогнал волну, но перестал усиливаться, и мы двигаемся на всех парусах. Теперь мы сидим с разных сторон, потому что кренящий момент минимальный, зато на волнах так спокойнее. Стаксель, отпущенный немного вперед, и грот тянут нас с ощутимой силой. Правда, волны не позволяют слишком разогнаться, но ощущение все равно очень приятное. Правда, как это часто бывает, все хорошее быстро кончается и когда мы подошли к острову Волей ветер начал скисать, и мы решили остаться на нем на ночь. Во время ужина разглядывали в бинокль, идущую по середине Кандалакшского залива, рядом с заповедными островами, небольшую лодку с громадным прямым парусом.

Здесь можно увидеть, что языком у идола работает живая ящерица.


13 июля (Переход с о.Волей на Кандалакшский берег Кольског - 15 км)

Переползаем с о. 
Волей на Кольский

Утром, мы быстро уложились и двинулись в сторону того берега. Этот переход занял совсем немного времени при юго-восточном ветре силой 2-3 бала. На Кольском отыскалось неплохое местечко рядом с ручьем. Из-за широкой осушки пришлось крепко зачалить кат в сотне метров от берега. Мы приготовили вкусный завтрак-обед-ужин и я отправился на катамаран с полной тарелкой каши чтобы без помех насладиться едой и пригнать его к берегу вместе с приливом.К сожалению, каша кончилась уже по дороге к катамарану.


14 июля (пройдено 41 км)

Встали рано и собрались сравнительно быстро. Все же потребность в пассивном отдыхе при путешествии на катамаране, намного меньше, чем когда отмеряешь тот же путь с помощью весел.

В этот день мы хотим добраться до губы Канда и перетащиться в пресную воду, чтобы сполоснуть просолившиеся ребрышки катамарана. Оттуда планируем выбираться на попутке до вокзала в Кандалакше. Все началось с попутного ветерка силой до трех балов. Мы наслаждаемся движением и погодой и болтаем о всякой ерунде. На приличном расстоянии из Кандалакши по заливу движется большой корабль с английским флагом. Игорь рассказывает анекдот о том, как у северного берега всплывает английская подводная лодка, и капитан спрашивает сидящего на берегу чукчу, (я приготовился к вопросу про норд-вест)

“ Do you speak English? “

“ Yes of course, Sir ” отвечает чукча, и с грустью добавляет “А х-ли толку!!!”

Когда Игорь спросил, как мы будем расходиться с тем англичанином. Я объяснил ему, что хотя и подзабыл правила расхождения, прочитанные в интернете накануне поездки, но помню, что моторные суда уступают дорогу парусникам и значит расхождение не наша забота. А сам, потихоньку, изменил курс, чтобы пройти далеко за кормой у этого крокодила.

Тем временем, ветер начинает усиливаться. Возле Горелых островов мы начинаем подолгу катиться с каждой обгоняющей нас волны. И хотя на небе не видно темных туч, ветер продолжает крепчать с переменным успехом. Начали обходить остров Олений слева и тут у ветра, как будто открылось очередное дыхание, и мы поспешили убрать грот. Мы немного замешкались со взятием рифов и дрейфовали на одном стакселе, когда к нам лихо подрулил моторный катер с бородатыми инспекторами. Перекрикивая ветер, они объяснили нам, что тут заповедник. В ответ мы сказали, что не собираемся пока высаживаться на острова. Они сказали, что проход тоже запрещен, а мы сказали, что мы парусник (Ребята в Чупе говорили, что парусникам можно проходить рядом с заповедными островами). В результате нам пожелали счастливого пути, и все отправились своей дорогой. Еще через некоторое время мы подняли зарифленный грот и полетели даже быстрей, чем перед этим, двигаясь на всех парусах. К сожалению, перед нами очень скоро оказалась железнодорожная насыпь, под которой есть всего один узкий проход. Возможно, что он проходим, с поваленной мачтой один или два раза в сутки, но сейчас из него в море вливался мощный поток мутноватой воды. Местные ребята объяснили нам, что другого пути нет. Перетаскиваться через высокую насыпь было бы слишком хлопотно. И ждать прилива несколько часов в компании голодных комаров и гнуса нам тоже почему-то не захотелось. В результате мы развернули нос катамарана на северо-запад и подняли все паруса. Тем временем сильный ветер сменился штилем и после недолгой гребли, мы принялись ловить последние выдохи господина ПЖ.

Это продолжалось совсем не долго. Ветер как будто вспомнил, что снова может с нами поиграть в догонялки, и задул с нарастающей силой. Я говорю, что пора брать рифы, а Игорь отвечает, что вся Кандалакша смотрит на нас и мы должны пройти как можно красивее. Я отвечаю, что мы можем красиво кильнуться на глазах у всего города, а Игорь хочет нестись наперегонки с чайками на всех парусах. В конце концов, несколько сильных порывов помогли нам достичь согласия и через две минуты мы уже снова быстро летели на зарифленном гроте и стакселе в полный бейдевинд. Ветер балов 6, а может быть и больше. Когда мы начали выходить из тени островов, появилась небольшая, но крутая волна. При нашей скорости и устойчивой неслабой тяге мы мы на приличной скорости тараним каждую волну. При этом носы не столько зарываются в воду, сколько подпрыгивают, перед тем как, встретиться со следующей волной. Носовой обтекатель, так хорошо защищавший нас на протяжении всего похода, становится почти бесполезен. Ну, может быть, он немного прикрывает вещи. Небо заполнено тучами равномерно, берег близко и вода сравнительно теплая. В порыве мстительности за то, что Игорь не хотел рифить парус я стараюсь разогнаться как можно сильнее. Основная опасность, которая нам угрожает, это, как следует промокнуть. Игорь прикрывает меня от большей части брызг, но уже через минуту вся одежда у меня становится мокрой, а сам Игорь получает каждую секунду по ведру соленой воды в лицо, но, несмотря на это, выглядит совершенно счастливым.

Финишируем в устье реки Нива рядом с дирекцией заповедника. Здесь мы допустили самую грубую и опасную ошибку за все путешествие. Разгоряченные морем и разбалованные свободным пространством мы перестали смотреть на провода и увидели деревенский трехфазный провод, проходящий над заливом, только после того как причалили, не доходя до него пяти метров. Блин! Блин! Блин!

Местные жители очень гостеприимно встретили нас на берегу. Угостили всякими вкусностями, помогли искать машину до вокзала. (В Кандалакше можно заказать такси по телефону). Рассказали, что на этом пятачке часто заканчивают путешествия туристы. Однажды сюда, на байдарке пришла женщина с маленьким ребетенком, откуда-то с юга Белого моря. Потом в поезде мы опять услышали от жительниц Кировска, аналогичную историю, как женщина с ребенком в одиночку путешествовала по порожистой речке в окрестностях Хибин.
Собирать катамаран пришлось под сильным дождем. В общем, погода опять неплохо среагировала на мое грустное, по поводу завершения путешествия, настроенье. Очень жаль уезжать. Я только начал входить во вкус и осваивать этот, новый для нас способ передвижения. Зато Игорю хватило впечатлений. Его путь начался аж с самого юго-запада Германии, куда ему вскоре и предстоит вернуться.

Всего мы прошли примерно 280 км, а средняя скорость, если не считать дневки, получилась – немного больше 30 км в день. Это почти в полтора раза быстрее нашей скорости в этих же местах в позапрошлом году, притом, что тогда мы совершили несколько чересчур больших переходов и уставали, а в этот раз почти не напрягались – спали “до упаду”, и не пользовались веслами больше 5 минут. Три последние года подряд в Карелии было удивительно жаркое лето. Местные жители не могут вспомнить ничего подобного. Может быть, климат действительно меняется и ледниковый период, наконец, закончится. Мы купались почти каждый день, но наши заплывы без гидр, обычно не превышали одной минуты. Даже жаркое солнце не может, как следует прогреть воду. Если кто-то из новичков соблазнится нашим примером, то об этом желательно не забывать, чтобы не оказаться в холодной воде далеко от берега без гидрокостюмов. Судя по нашим поездкам, и рассказам местных жителей, в Белом море тонет немало народу, в основном, правда, в пьяном виде. Мне кажется, что Чупская губа, губа Пояконда и Кандалакшский залив, наиболее приспособленные для путешествий места, из-за своей доступности, прямо с железной дороги и из-за закрытости от больших волн. Зато, всякой водной живности, вроде тюленей и белух, здесь не очень много. Видимо большинство нормальных животных тусуются вокруг Соловецких островов, куда доходят остатки Гольфстрима. Самое лучшее время – с начала июля до середины августа. Если начинать путешествие из Чупы, то наверно, можно связаться c ребятами из яхтклуба , и попросить встретить на станции. Мне показалось, что самые красивые места расположены в Чупской губе и ее окрестностях. К югу берег становится низким и болотистым, а к северу почти все острова и часть берега, начиная с Кемь луд относятся к Кандалакшскому заповеднику. Местные лесники бдительно следят, чтобы туристы не высаживались на их берегах.

Из Кандалакши оказался большой выбор поездов до Москвы, и что особенно ценно, стоят они там по 20 минут. Мы снова не стали связываться с багажным вагоном и без особого труда уложились в плацкарте. Ночь – день – снова ночь и в 7 часов утра мы уже в Москве.

Hosted by uCoz