Прогулка на Онежское озеро.

Из Ладожских шхер вдоль восточного берега Ладоги, по Свири и Онежскому озеру.

Описанные события происходили на борту парусного катамарана "Гандвик" летом 2014 года. Состав экипажа обычный: Хазацкий Александр, Зорина Татьяна, Молчановский Василий, Хазацкий Тимофей и Зорина Катя.

18 июля 2014. Пятница.

В полдень пересекаем границу между Северной и Южной Ладогой. Где-то здесь южный край Балтийского щита сменяется спокойной Восточно-Европейской равниной, а над поверхностью Ладоги возвышаются острова Валаамского архипелага.
Причаливаем к острову Хонкасари, недалеко от высокой западной оконечности. Здесь не очень удобное место для высадки на берег, но нам захотелось немножко погулять. Утро было серое, скучное и холодное. Пока мы любовались окрестностями с высокого мыса, небо успело расчиститься, подул лёгкий южный ветерок, стало теплее и веселее.

Хонкасари
Хонкасари.
Под генакером идём вдоль Крестовых остров, огибая их с южной стороны, чтобы не попасть в ветровую тень. Светящий знак на острове Крайний оказался "безбашенным", не похож он на высокие маяки с каменным основанием.
Так не спеша, с небольшими остановками, движемся к восточному берегу Ладоги.

Остров Мантсинсаари расположен на пути из Северных шхер к устью Свири и очень удобен для якорной стоянки, здесь можно найти хорошее укрытие от любого ветра, особенно при небольшой осадке.

Планируя нашу прогулку на Онежское озеро, мы подумали, что расстояние примерно в 1200 км хорошо было бы пройти недели за три, а это в среднем около 60 км в день. При благоприятных погодных условиях такое расстояние мы обычно проходим за половину дня.

Стартовав утром по встречному штилю практически из дома, к вечеру мы прошли полагающиеся 60 км и на закате бросили якорь в юго-западной мелкой и каменистой бухте Мантсинсаари.

19 июля. Суббота.

С утра встречный южный ветер разогнал небольшую волну. В лавировку огибаем каменистую мель к югу от Мантсинсаари (огорожена вехой) и стараемся держаться поближе к берегу, чтоб не пропустить что-нибудь интересное.

Путешествуя по Ладожскому озеру, не мешало бы отважным рулевым освежить в памяти кардинальную систему ограждения навигационных опасностей, это о том, как выглядят вехи, огораживающие препятствии с севера и юга, запада и востока. Чтобы выбрать наиболее оптимальный путь для своего судна.

Маяк Хейнялуото, расположенный на рифе южной конечности Мантсинсаари скрылся где-то за кормой. Ветер стихает и заходит к западу. После завтрака причаливаем на прогулку к южному скалистому и пологому мысу острова Лункулансаари. Греемся на солнышке, собираем землянику и отправляемся дальше.

На берегу замечаем останки поломанного бурей кораблика. Это служит наглядным напоминанием того, что Ладога бывает не только тёплая и ласковая, и не стоит слишком сильно расслабляться, даже в отдыхательном походе.

Мы держим курс на мыс Варечной. Мыс низменный и песчаный, усеян валунами и порос лесом и кустарником. Главная достопримечательность здесь - один большой важный валун. Он лежит себе спокойно на мелководье, подставляет свои гладкие гранитные бока то ласковому солнышку, то грозному прибою и даже, наверное, не догадывается, что когда-то в 17 веке служил порубежным межевым знаком, а теперь является уникальным памятником истории.
Высаживаемся на пустынный песчаный берег недалеко от камня и долго купаемся на мелководье.

К югу от мыса Варечной
К югу от мыса Варечной.
Южнее устья Видлицы весь восточный берег Ладоги превращается в один очень длинный песчаный пляж, жаль только купальный сезон здесь открыт всего лишь несколько недель в году.

Анарусовская бухта служит хорошим укрытием от ветров всех направлений. Там мы планируем остановиться на ночь. При подходе к бухте с севера путь преграждает череда островков с каменистыми мелями между ними. Пытаемся пройти между островами, но вовремя замечаем торчащие из воды палки, видимо, это сети. Вообще, на воде много разных лодок и больших и маленьких - люди ловят рыбу, сегодня суббота. Разворачиваемся в галфвинд и красиво обходим острова морем.

Перед нами южная оконечность острова Сало. Где же лучше причалить? Прямо к острову? Что-то здесь задувает. К западному берегу бухты? Он какой-то весь каменистый и неприглядный. Совершив зигзаг, решаем остановиться у небольшого каменистого островка в центре бухты. Он весь зарос гигантскими тростниками и пахучей мятой. Места для стоянки на нем нет, а нам и не надо. Нам достаточно больших валунов, по которым можно прыгать и бегать.

В Анарусовской бухте
В Анарусовской бухте.
За день прошли около 65 км.

20 июля. Воскресенье.

Стартуем пораньше. На сегодня намечены серьёзные планы - дойти до Свири. На море штиль и солнце. Совершив небольшой утренний переход (30 км), во время которого развлекались неторопливым просыпанием и завтраком, причаливаем у мыса Габанов. Дальше идти нельзя. Недалеко за мысом начинается территория Государственного Нижнесвирского заповедника. А мы ещё сегодня не нагулялись и не накупались.
После достаточно продолжительной остановки, мы снова готовы двинуться в путь. Набегавшиеся дети с удовольствием подменяют за рулём своих утомившихся родителей и поднимают генакер.

На управление генакером Саша устанавливает строгие правила: отдаёшь брас другому, после третьего схлопывания паруса. Упрямый Тимка, не отвлекаясь, держит парус более часа, несмотря на усиливающийся ветер.

Рулим по GPS на устье Свири. В какой-то момент низкий восточный берег Свирской губы скрывается за горизонтом и мы неожиданно оказываемся в открытом море. Попутный ветер разгоняет волну.
Но вот из-за горизонта начинают показываться макушки елей. А немного в стороне, на западе, из воды вырастает Стороженский маяк. Его фокальная плоскость находится на высоте 76 м и он является седьмым по высоте каменным маяком в мире.

Устье Свири охраняет скрипящее и скрежещущее ржавое чудовище землеснаряда. Боязливо обходим его стороной, стараясь не зацепить песчаную отмель и по знакам речной обстановки входим в Свирь.

Устье Свири
Устье Свири.

Нижняя Свирь протекает среди болот и вместе с впадающими в неё Оятью и Пашой образует обширную дельту со множеством рукавов и проток.
На правом берегу владения Нижнесвирского заповедника. Заповедник отнесён к водно-болотным угодьям, имеющим международное значение. Здесь проходит Беломоро-Балтийский весенне-осенний миграционный путь птиц и расположена традиционная стоянка птиц на пути их пролёта. По берегу закреплены предупредительные таблички. На обратном пути мы видели работников заповедника, занятых починкой упавшей таблички. А ещё ниже по течению моторки и кемпинговые палатки… Правда в очень небольшом количестве.

Левый берег нижнего течения Свири и притоков занят дачными посёлками. Судя по их внешнему виду, это очень престижное место. Многие участки имеют собственные оборудованные пристани.

Свирь. Нижнее течение.
Свирь. Нижнее течение.

Хотя дневная норма выполнена, причаливать здесь особенно негде и мы идём дальше, вверх по Свири.
Солнце только начинает клониться к западу. И до конца дня мы успеваем пройти ещё около 40 км по реке, любуясь на серых цапель, важно прогуливающихся по заповедному берегу.

На закате причаливаем напротив Лахтинского залива. Дети собираются ловить рыбу, а я поднимаюсь по береговому обрыву в лес. Лучи заходящего солнца освещают стволы сосен. Тишина и умиротворение. Собираю чернику и вскоре обнаруживаю, что весь лес вдоль реки перерыт заросшими окопами и траншеями. Как раз здесь на Свири и проходили рубежи обороны. В сумерках возвращаюсь на лодку.

Для ночёвки мы применяем свою обычную практику. Расчаливаем лодку между якорем и береговой чалкой. Но на судоходной реке этого оказалось недостаточно. Ночью мимо нас проходят большие корабли, которые гонят маленькую волну, и маленькие шустрые моторки, которые могут разогнать очень большую волну. Катамаран развернуло боком и начало тереть о какую-то прибрежную корягу. Выходит, что на реке следует искать более укромные места для ночёвки.

За день прошли около 90 км (50 км по озеру и 40 км по реке).

21 июля. Понедельник.

Утро огорчило нас сильным встречным ветром. По природе своей мы, вероятно, слишком ленивые и не любим биться со стихией. Обычно стараемся как-то использовать силы природы в своих корыстных целях. А тут одно к одному: и встречное течение, и встречный ветер. В лавировку по Свири ходить нехорошо. Слишком интенсивное движение и слишком много поворотов, закрывающих обзор. Можно не успеть вовремя убраться с фарватера.
Даём возможность поработать мотору, пока он совсем не заржавел от безделья.

Для традиционной утренней прогулки причаливаем к приятному песчаному пляжу. На берегу заметны следы деятельности отдыхающих - что-то похожее на оборудованную стоянку. Нежарко, купаться не хочется. Дети придумали новое развлечение и рисует на влажном песке картины. Пока они заняты творчеством, гуляю в чудесной берёзовой рощице. Грибов, которые могли бы разнообразить наш рацион по прежнему нет - очень сухо. Саша вернулся из пробежки, пора отчаливать. С трудом уговариваю детей вернуться на лодку, пообещав им альбом с цветными карандашами.

Ещё на кануне Свирь изменилась. Заросшие камышом плёсы с плавным, медленным течением сменились высокими обрывистыми берегами, поросшими сосновым лесом. Мы подходим к Лодейному Полю.

Строительство верфи на реке Свирь началось в 1702 году по указу Петра I под руководством князя Меншикова. Она получила название Олонецкой (по названию Олонецкого уезда). Строили её быстро в связи с необходимостью в морских судах для боевых целей Северной войны. В августе 1703 года со стапелей верфи сошёл первенец Балтийского флота — 28-пушечный фрегат «Штандарт».

Меня всегда очень сильно беспокоят всякие техногенные препятствия, которые могут встретиться на реке. К ним относятся шлюзы, земснаряды и особенно ЛЭП. Саша обычно дразнит меня по этому поводу, он считает, что у меня мания величия, но мне кажется, что зря. Я думаю, только очень опытный или очень глупый человек не станет обращать пристального внимания на ЛЭП, имея достаточно высокую мачту. Опытный сможет оценить высоту с первого взгляда, а глупый имеет все шансы лишиться мачты и соей глупой головы.
Так или иначе, ЛЭП меня беспокоят, и в таких местах я всегда стараюсь держаться поближе к берегу, где высота проводов заведомо больше (ближе к опоре). А тут ещё земснаряд перегородил большую часть реки. Ситуация, на мой взгляд, напряжённая. А Саша, вместо того, чтобы забрать у меня руль, принялся фотографировать какую-то красивую яхту. Она стояла на якоре и мешала мне совершить задуманный маневр.
И только оказавшись на траверзе, нам удаётся прочитать её название - "Апостол Андрей", Ох!
Мы начинаем активно махать руками, нам отвечают с яхты. Все дело в том, что мы немножко знакомы с некоторыми членами её экипажа, очно или заочно.
Делаю крутой разворот, и со второй попытки нам удаётся пришвартовать к её борту.

Про "Апостола Андрея" и его похождения можно подробно прочитать на сайте Николая Литау.

Привязав катамаран понадёжнее, немедленно перебираемся всем экипажем на "Апостола" и идём в гости. Знакомство дело серьёзное, тем более с такими серьёзными людьми. Сегодня 21 июля, число нечётное, поэтому с чистой совестью представляюсь, как капитан "Гандвика", что по нечётным является истинной правдой. Чтобы не узурпировать власть полностью, по чётным я назначаю капитаном Сашу, хотя он этого и не любит.
В общем, это наши давнишние внутри семейные разборки. Поэтому, как капитан, я удостаиваюсь особого внимания у экипажа "Апостола".

После непродолжительного осмотра наружной части, нас проводят в кают-компанию и угощают чаем с печенюшками. С целой кучей вкусных печенюшек. Для Кати это явилось даже большей неожиданностью, чем сама гигантская яхта.

За чаем выясняем, что "Апостол" стоит в таком неподходящем месте, потому что ждёт разводки Лодейнопольского моста, назначенной где-то ближе к обеду. А через 10 км после моста шлюз. Не долго думая, принимаем гостеприимное предложение капитана "Апостола" шлюзоваться вместе. Тем более, что встречный ветер не думает прекращаться, а даже и усиливается. Для нас, безусловно, намного интереснее во всех планах провести пару дней на яхте, чем прятаться где-то на берегу, в ожидании подходящей погоды. Надеюсь, мы не очень сильно обременили экипаж яхты своим присутствием.

Гордо проходим под поднятым мостом и направляемся к шлюзу. А кто-то в это время, не имея возможности проехать по дороге, наблюдает с моста необычное плавсредство - двухмачтовую яхту и что-то странное у неё под бортом.

Мы и наши старшие дети знакомы со шлюзами с похода 2009 года по рекам Европейской части России, а для Кати эти впечатления новые. Меня все равно поражает расслабленный вид Николая Литау, никогда бы не подумала, что шлюзование может стать таким привычным делом. Для меня это всегда куча беспокойства, на грани паники.

Васю приняли в почти что пятнадцатилетние капитаны и доверили ему штурвал. Младшие с любопытством исследуют яхту, а мы развлекаемся беседами с экипажем. Так незаметно прошёл день. Вечером наш составной плавучий дом бросил якоря у деревни Мандроги.

Мандроги - место необычное и впечатление оставляет неоднозначное, я бы сказала, что на любителя. С головой происходит что-то странное, как будто смотришь интересное кино. Здесь какая-то другая, непонятная реальность. На достаточно большой территории расположены деревянные строения, явно созданные с большим мастерством и с любовью. Мы здесь оказались поздно вечером, и людей на улицах почти что не было. Наверное, здесь все оживает, когда причаливают большие пароходы.
Обойдя всю территорию, мы зашли на конюшню. На сеновале балуются местные дети. Молодой человек разрешил нам все посмотреть и даже потрогать. С трудом уводим наших детей от лошадей и добродушного ослика и засовываем их на лодку.

Мандроги
Мандроги.

За день прошли самостоятельно около 15 км и ещё 35 под бортом у старшего брата.

22 июля. Вторник.

На 10 утра заявлена разводка моста в Подпорожье. Капитан "Апостола" собирается стартовать пораньше, что бы пройти оставшиеся 25 км. Но вечером он получат метео предупреждение о том, что утром планируется густой туман. Неожиданно утренний переход переносится на ночное время.
Катамаран со спящими детьми надёжно привязан под бортом, но на всякий случай перебираюсь к себе на лодку и скоро засыпаю под монотонное ух-бух-бух дизеля. Саша контролирует ситуацию сверху, с борта "Апостола".

Утром просыпаемся в новом месте, мы уже около Подпорожья, в окружении Сухогрузов. При иных обстоятельствах было бы обидно проспать целый кусок Свири, почти все её среднее течение. Но мы сможем ещё полюбоваться берегами и на обратном пути.

Позавтракав на "Апостоле", проходим второй шлюз и вот наступает время прощаться. Да не тут то было! Катя мёртвой хваткой вцепляется в ванту, и не за что не хочет уходить на своё утлое судёнышко. Уговоры не помогают. Из её глаз начинают капать слёзы. Мне и смешно, и неудобно перед людьми одновременно. Экипаж "Апостола" веселиться, а Саша пытается утащить Катю силой. Катя устраивает страшный рёв, такую гигантскую игрушку у неё ещё никто не отнимал! Засовываем её на нашу лодку и побыстрее отвязываем чалку. Пытаюсь уговорить её замолчать, стыдно так громко вопить. Тут появляется Николай Литау и пытается подарить Кате свою капитанскую кепку на память, он, видимо, тронут. Наверное, не часто ему приходится переживать такое слёзное прощанье. Забираю Катю в палатку, чтобы "Апостол" успел скрыться за поворотом. Наплакавшись вдоволь, Катя скоро засыпает, и мы остаёмся одни в тишине в разливе Свири. Все беспокойные участки реки неожиданно остались позади.
От места вечерней стоянки пройдено ещё около 30 км под бором "Апостола Андрея".

Для начала причаливаем на традиционную утреннюю прогулку. Купаемся и гуляем по берегу. А потом до вечера продолжаем неторопливо подниматься вверх по реке. Встречный ветер стих, припекает солнышко.

Днем заходим в загубину, недалеко от деревни Пидьма, чтобы половить рыбы. У нас есть с собой и спиннинги, и поплавковые удочки, но главное наше богатство - большое ведро с червяками. Мы их накопали вместе со средой обитания их нашей компостной кучи. Червяки весь поход чувствовали себя прекрасно, и некоторое их количество было обменено на Онежском озере на банку консервированных ананасов.

К вечеру добираемся до Ивинского разлива и причаливаем к низкому западному берегу. Береговая растительность очень напоминает Иваньковское водохранилище. Густой еловый лес без подлеска. Разводим небольшой костерок, жарим рыбу и до позднего вечера гоняем комаров. В общем, решили немножко отдохнуть после суматохи последних двух дней.

От Подпорожья прошли около 50 км.

23 июля. Среда.

До Онежского озера остаётся около 40 км. Этого нам хватит примерно на половину дня. Принимаем прогноз, думаем, что делать дальше.
У нас нет какого-то конкретного плана. Цель прогулки - посмотреть Онежское озеро. Возможно, разведать путь до Беломоро-Балтийского канала. В общем, собираемся действовать по обстоятельствам, и первое в их череде - погода.

К обеду выходим в Онегу. Северный ветер гонит приличную волну и не думает ослабевать. Стоит ли пересекать на восточный берег? Послужит ли мыс Андомский укрытием от северного ветра? Сможем ли мы зайти в речку Андому? А до неё более 50 км.

Пробуем продвинуться в море. Лодка идёт хорошо, но волна великовата, особенно после реки, мы к таким ещё не привыкли. Саша прислушивается к шверту, что-то ему не нравится, как он работает. Решаем, от греха, вернуться и отстояться где-нибудь в заливчиках западного берега. Заходим в заросли тростников у мыса Куликова.
На мысу заросший фундамент какого-то строения, возможно маяка.

Прогулявшись немножко по лесу, обнаруживаю в сотне метров чудесный песчаный пляж, прикрытый от озера широкой полосой тростников. Перечаливаем лодку и решаем пожить пока здесь. Саша проводит техосмотр шверта, дети собирают чернику, устраиваю всеобщую помывку и постирку, в общем, такое времяпрепровождения у туристов называется днёвка. Не обошлось и без блинчиков с черничным вареньем. Ночью ветер немного заходит к востоку и лодку слегка покачивает на пологих волнах.

Около мыса Куликов
Около мыса Куликов.

24 июля. Четверг.

Северный ветер продолжает дуть, а мы идём ему навстречу в лавировку вдоль западного берега озера. Останавливаемся позавтракать у мыса Часовня. Не люблю готовить завтрак в лавировку, когда по камбузу все время носится шкотовый, суетится и мешается.

Надеемся, что за мысом Чейнаволок, после генерального поворота берега, мы сможем идти одним галсом. В общем-то так и вышло.

На топокарте хорошо заметно три холма, высотой около 150 метров, расположенных как раз вдоль берега от мыса Чейнаволок до Сухого Носа. Теперь это не совсем холмы, а скорее даже гигантские ямы-карьеры. При приближении мы заметили полосу дыма, как будто лес горит. Но со временем полоса не изменялась, не перемещалась, не изменяла своей интенсивности. Оказалось, это так выглядит теперь добыча щебня. В карьере его, видимо, копают, дробят и грузят на транспортёрную ленту, по которой он сам ползёт до берега и сам сваливается на баржу. Пустые баржи дожидаются своей очереди на рейде, а одна стоит под погрузкой.

Погрузка щебня
Погрузка щебня.

Несколько лет назад мы хотели поселиться именно в этом чудесном месте, недалеко от Рыбреки. Нас остановила невозможность быть совсем близко к берегу. А теперь здесь карьер. Пыльно, шумно и очень печально.

Останавливаемся на ночёвку в бухте Хоугуя у Сухого Носа с видом на погрузку щебня. Северный ветер относит шум и пыль к югу. В нашем распоряжении длинный песчаный берег и лес с черникой, так что каждый смог найти занятие по душе.

В бухте Хоугуя
В бухте Хоугуя.

По генеральному курсу прошли около 45 км.

25 июля. Пятница.

Наконец, у нас появился план. Мы пойдём на север, и обогнём Онегу по часовой стрелке.

Продолжаем наше продвижение вдоль западного берега. На море неспокойно, небо неоднозначное, где-то ходят грозовые тучи. Устав бороться со стихией причаливаем в бухте Брусно к южному берегу одноимённого острова. Он надёжно прикрывает нас от северного ветра, принёсшего грозовую тучу.

Стоянка здесь действительно хорошая в навигационном плане и используется уже не первое столетие. Об этом можно судить по кованным артефактам, найденным на мысу.

Сосна. Остров Брусно.
Сосна. Остров Брусно.

К сожалению, остров поражает нас не только старинными цепями и гигантскими соснами, которые видали создателей этих цепей.
Таких загаженных островов мы ещё не встречали. Никогда и нигде. Я не могу с уверенностью сказать, кто послужил причиной экологической катастрофы. Обычные туристы обычно не возят с собой столько мусора и продуктов, чтоб произвести столько грязи. А особенно больших населённых пунктов рядом не расположено. Может, я все-таки слишком хорошего мнения о туристах?
Наши попытки прибраться особенно не изменили внешний облик стоянки. Переждав грозу, мы отправляемся дальше.

Весь этот берег Онежского озера изобилует множеством бухт, хотя многие из них не смогут послужить укрытием от северо-западного ветра.

Следующая достопримечательность на нашем пути - кварцитный карьер в бухте Шокша. История месторождения насчитывает более 200 лет. Мавзолей Ленина и Могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены облицованы шокшинским малиновым кварцитом.

Сильный навальный ветер и обилие острых обломков на берегу скорректировали наши планы. Мы не стали причаливать, чтоб полюбоваться на малиновые скалы, а с воды почти ничего не видно.

Противный ветер зашёл к востоку, мы это используем и до позднего вечера мчимся в галфвинд в сторону Петрозаводска.

В сгущающихся сумерках причаливаем у мыса Деревянского. Здесь уже чувствуется близость цивилизации и выходных. По берегу от Петрозаводстка идёт дорога. От городских окраин всего-то 15 км. На другом краю нашей бухты стоят машины и палатки, но нам уже поздно сегодня икать какого-либо другого пристанища. Мы встали на якорь не в самой Деревянской бухте, а в небольшом заливчике на краю полуострова. Ночью лодку покачивало, но несильно.

26 июля. Суббота.

Сегодня у нас пересечение в сторону Большого Климецкого острова. Погода благоприятствует нашим задумкам. С утра светит яркое солнце, ветер явно утомился за последние три дня и решил отдохнуть.

На фоне всего этого умиротворения на меня находит великая печаль. Я уже достаточно давно живу на белом свете, и достаточно много ходила в разные походы, и иногда видела очень огорчённых людей, которые очень сильно хотели домой. Я никогда не могла их понять. Неужели им так плохо в походе? Ведь столько вокруг всего интересного!
И тут я их вдруг поняла! Прямо посреди Большого Онего с видом на Петрозаводск. Я сижу на передней сетке, от гладкой воды отражается яркое солнце, а из моих глаз капают слёзы прямо в озеро. Я хочу домой!!!

Вероятно, всё дело в том, что у меня никогда раньше не было своего собственного чудесного дома. А теперь он у меня есть. Уже почти месяц, как есть. Хороший, небольшой, но очень уютный дом на берегу Ладоги. Мы сами его построили. И я в нем совсем ещё не успела нажиться! И столько всего ещё можно сделать, чтобы он стал ещё уютнее! А я торчу здесь, посреди Онеги, как бездомный бродяга. Хочу домой!

Тем временем, оставив на севере Малые Климецкие острова, мы входим в залив Малое Онего, стараясь не попасть под колёса многочисленных метеоров и белых пароходов.

Причаливаем к небольшому уютному пляжику на западном берегу губы Конда. Солнце продолжает светить, ласковые волны набегают на тёплый песок, Саша приобщает детей к пляжному отдыху, а я продолжаю хандрить, изнывая от вынужденного безделья.

В губе Конда.
В губе Конда.

К счастью, прогноз на моей стороне. К вечеру обещают усиление восточного ветра и нам не помешает найти укрытие понадёжнее.

Наше внимание привлекает белая каменная церквушка, одиноко стоящая в юго-восточной части губы Конда. Подходим поближе, залив мелководный, зарос водорослями и тростниками. Мы оставляем попытки высадиться на берег и, обогнув мыс Восточный Риднаволок, продолжаем наш путь на север.

В губе Конда.
В губе Конда.

Вечером с попутным ветром заходим в залив Войгуба. Берега залива низменные, дикие и неприглядные. Но мы находим крошечную рыбацкую стоянку на северном мысу Пачострова. Рыба ловиться не желает. И даже пригоревший ужин не может слишком сильно ухудшить моего настроения. Под утро разразилось гроза. Вероятно, с этого момента жизнь стала налаживаться.

Стоянка на Пачострове.
Стоянка на Пачострове.

27 июля. Воскресенье.

Ночью ветер разогнал приличную волну, но теперь он дует с юга, а мы собираемся все ещё на север в Заонежский залив.

Пролетаем остров Южный Олений. Остров интересен в историческом, геологическом, ботаническом отношении. А ещё здесь есть неолитический могильник, где археологи откопали кучу всего интересного. Старый известняковый карьер и печи, где получали известь. Здесь наш тайфун (когда-то была у нас и такая лодка) получил свою единственную во всей истории дырку, протеревшись об острые камни у старой пристани.
В общем, остров скоро остался за кормой.

На нашем треке заметны попытки уклониться влево, так выглядит след размышлений, по поводу посещения Кижей. Последний раз, когда мы там были, дети ещё не успели подрасти, и мало что помнят. Но, в итоге, попутный ветер перевешивает часу сомнений в пользу большого перехода.

Навстречу в лавировку по большим волнам шлёпают три катамарана с московскими номерами.

И вот мы почти в центре Повенецкого залива. Впереди череда островов, а сзади за нами гонится тёмная туча с косыми дождевыми струями. Прячемся от неё за Пидостровом. Сегодняшний утренний переход и без того растянулся больше чем на 50 км. Рассудительный Тимка заметил, что этой ночью он просыпался два раза, в 9 и в 12 утра. Неудивительно, почему он так быстро растёт.

Пока туча пролетала стороной, мы успели нагуляться, пообедать и сварить первую партию черничного варенья. Недалеко от берега, на полянке дети обнаружили крошечную избушку. Катя немножко смутилась, она уже большая девочка и думала, что про бабу Ягу это всё сказки. А тут такое чудо! Но дома никого не оказалось. Наверное, хозяйка пошла на рыбалку.

На Пидострове.
На Пидострове.

Выспавшийся Тимка стремиться уйти в великое путешествие босиком вокруг острова. Но уже поздно, а мы собираемся сегодня дойти до северной оконечности острова Хед.

На Пидострове.
На Пидострове.

На северном берегу острова Хед чудесный песчаный пляж. На западном мысу детский лагерь. Ребята катаются на швертботах. Рядом стоит моторка. Дальше по берегу причалила яхточка, тоже прячется от южного ветра. Огибаем все это по большой дуге и причаливаем ещё дальше - места на пляже достаточно. А в лесу черника. Очень много черники. Странно, почему дети из лагеря её не съели?

Вечером в южном направлении проходит Адмирал Кузнецов - это небольшой белый теплоходик, раньше он ходил по Северной Двине, а теперь отправляется в Москву.

Битва с черникой продолжается до позднего вечера и заканчивается приготовлением второй партии черничного варенья.

28 июля. Понедельник.

Южный ветер за ночь немного поутих, но не позволяет нам держать курс южнее острова Петрило. Приближаемся к берегу, чтобы было чем любоваться, и начинаем нарезать галсы. По возможности, прячемся за островами и мысами, тут волна поменьше.

Трек за этот день похож на кривозубую ножовку без ручки, которая протянулась от мыса Сухой Наволок до мыса Орлов Наволок, где по прямой около 30 км. Сколько мы прошли по ломанной неизвестно, зато все члены экипажа успели попробовать себя если не в роли рулевого, то хотя бы шкотового. Саша временно превратился в рефери, и после каждой очередной смены галса сообщал лавировочный угол, поддерживая интерес экипажа.

Наш с Сашей спор о способе хождения в лавировку начался где-то в просторах Белого моря в незапамятные времена. Мне нравиться ходить помедленнее, зато поострее, а Саша предпочитает быстро носиться из одной стороны в другую, но почти в галфвинд.
По GPS выходит, что наилучший вариант находится, как всегда, где-то посредине.

Южный ветер гонит в Повенец все новые и новые тучи, там пасмурно, наверное идёт дождь. Нас он накрывает при подходе к стоянке у скалы Пертище. Мы с детьми прячемся в палатке, а Саша под парусами красиво входит в залив, но кажется этого никто не заметил. Люди тоже где-то прячутся от дождя, на берегу стоит несколько катамаранов.

Туча оказалась небольшой, дождь скоро закончился, высаживаемся на берег. Оборудованная стоянка, люди, баня. Дети даже сперва немножечко перепугались. Но люди оказались в основном знакомые, и нас первым делом препроводили в ещё не остывшую баню.
Потом был большой праздничный ужин. Оказывается, мы попали на семейное торжество - 25 лет свадьбы. Невеста, вероятно по давнишней семейной традиции, весь вечер пекла блины, а многочисленные гости их с удовольствием поедали.

Место здесь людное, и многим захотелось посмотреть нашу лодку. Вместо продажи входных билетов, мы попросили ответную обзорную экскурсию, где среди прочих лодок дети воочию увидели Ветер. Наш первый катамаран был Ветром, но его застал только Вася.

Поздно вечером, перед оттягиванием к якорю, мы тепло со всеми распрощались. Утром, когда люди начнут вылезать из своих палаток, мы им только помашем с воды и отправимся дальше.

У мыса Пертище.
У мыса Пертище.

29 июля. Вторник.

Ночью задувало, на море неспокойно. Прячась от волны за островами, дошли до Лосьих. Небо пасмурное, скоро пойдёт дождь. Решаем никуда не спешить и сделать днёвку. В лесу полно черники. Собираем, варим, снова собираем...

Стоянка на Лосьих островах.
Стоянка на Лосьих островах.

К вечеру все набездельничались и стало скучно. Дождь перестал. Ветер зашёл к северо-западу гонит волну в нашу бухточку. После ужина решаем немножко перечалиться и выходим в море.

За кормой огромная туча, в ней постоянно сверкают яркие молнии. Впереди туча поменьше. Боязливо держусь за румпель двумя пальчиками, а лодка несётся в бакштаг.

Саша развлекается фотографированием заката. Он ещё ни один не пропустил за весь поход. Можно делать отдельный фотоальбом "Карельские закаты".

Проскочив мимо всех туч, причаливаем к острову Большой Голец. Вечернее перечаливание растянулось на 15 км, вместе с утренними 20 км, неплохой результат для днёвки.

На острове в 30-е годы прошлого века велась добыча гранита, затем был образован исправительно–трудовой лагерь.

На острове Большой Голец.
На острове Большой Голец.

30 июля. Среда.

На восточном берегу Онеги не очень много укрытий от северного ветра, а надёжных, так нет совсем, если не считать устья рек, заход в которые сопряжён с дополнительными трудностями.
Поэтому стартуем пораньше, с попутным ветром по большим волнам долетаем до мыса Бесов Нос и идём смотреть настоящие петроглифы.

Пока дети любуются наскальной живописью, Саша успевает напугать случайного туриста-автомобилиста. На берегу южнее мыса излюбленное место джиперов. Молодой человек спросил у Саши о погоде, в ответ Саша доблестно отрапортовал: "5-10 север, северо-восток". Тот человек очень удивился, и решил уточнить, на самом ли деле всё так плохо. Тут Саша наконец сообразил, что обычно людей интересует не ветер, а температура или дождь. А для нас такие характеристики погоды обычно не существенны, и мы не обращаем на них внимания.

Ознакомившись с искусством древних людей, отправляемся к мысу Муромскому. На мысу расположен монастырь. Со стороны озера его прикрывает стена, защищающая внутреннюю территорию не только от мирской суеты, но и от сильного ветра. Место для монастыря здесь самое подходящее. Полукилометровая полоска сухой земли отделяет Муромское озеро от Онежского, а вокруг непроходимые болота. Неудивительно, что монастырь здесь был уже в 14 веке.

Муромский монастырь
Муромский монастырь.

Ветер вроде бы становится послабее, Саша отправляется в палатку к детям, а я остаюсь на вахте. Нас часто спрашивают, как дети относятся к большим волнам и ненастной погоде. Не знаю, как другие, а наши засыпают при первых признаках волны и могут не просыпаться до самого вечера, пока не проголодаются. А волны сегодня большие, даже слишком.
Одна такая волна выбивает один из рулей из стопора. Руль приподнимается, чтоб уменьшить на него нагрузку, мне приходиться увалиться. Я не могу поставить руль обратно, не заложив гикашкот в стопор, силы не хватает, надо тянуть двумя руками. Приходится жалобным голосом звать Сашу. Он очень удивился, чего это я одна рассекаю по бурному морю. Ветер постепенно усилился, подросли и волны.

Пролетаем мыс Андомский. Берег вблизи мыса сложен из серой, жёлтой и красной глины и выглядит очень красиво, особенно, при ясной погоде. Здесь обнажаются коренные красноцветные девонские породы с возрастом около 300 млн. лет. А ещё известно, что мыс окаймлён отмелью с многочисленными подводными и надводными камнями, поэтому близко мы не подходим, да и погода нам этого не позволяет.

Мыс Андомский
Мыс Андомский.

Пытаемся прятаться за мысом и причаливаем на обширный песчаный пляж. Не знаю, чего мы испугались больше - наката или расположенного здесь детского палаточного лагеря и его обитателей. Так или иначе, весь берег оказался слишком густо населён и мы скоро решаем ехать дальше.

По настоящему надёжное укрытие при северном ветре - река Вытегра. Туда мы и направляемся. Кушать-то всё таки хочется, а на таких волнах даже каша выпрыгивает из кастрюли. Прицеливаемся по GPS, настраиваем паруса и мчимся к устью реки. И вот мы уже около мола, гигантские волны разбиваются о его оконечность.

Устье Вытегры
Устье Вытегры.

Заходим в реку, в устье расположены домики, на причалах люди. Проходим немножко по фарватеру и поворачиваем в левую протоку. Здесь нет ни волны, ни ветра, но нет и возможности выйти на берег, уж очень густая крапива. Готовим еду, отдыхаем, принимаем прогноз, думаем, куда дальше.

Раз уж все равно весь вечер сидеть на лодке, решаем пройти ещё и спрятаться за Боровским мысом. В обратном направлении проходим мимо удивлённых людей на пристани (что ли заблудились?) и вот уже снова онежские волны. Разворачиваемся в бакштаг и продолжаем свой путь навстречу закату.

Бросаем якорь в густой темноте и сыром тумане за Боровским мысом на мелководье в 23 часа. Младшие спят в палатке, а старшие, пользуясь случаем, решают попить чаю под звёздным небом с коньяком и вкусняшками. За день пройдено около 100 км.

31 июля. Четверг.

Утром с попутным юго-восточным ветром но ещё без большой волны успеваем пройти оставшиеся 30 км до Свири и к 10 часам мы уже в реке, а к обеду в Ивинском разливе.

Река и ветер поворачивают к югу, идём в лавировку, а после на моторе. По течению плыть веселее, несмотря на сильный встречный ветер. К вечеру появляются грозовые тучи. Заходим в знакомы заливчик ниже Пидьмы. Снова ловим рыбу, закидушки цепляются за водоросли и дети по очереди ныряют за ними с катамарана. Окончательно распугав всю рыбу, они наконец угоманиваются и прячутся от комаров в свою палатку.

В этом походе мы впервые осуществили идею двухкаютной лодки. На Гандвике всего 4 полноценных спальных места, а мы обычно ходим впятером. Пока Катя с Тимой были поменьше, мы как-то выкручивались, даже с печкой помещались. Теперь это кажется почти невозможным. В целях расширения жилого пространства мы приобрели обычную каркасную двухместную палатку, имеющую боковой вход (с широкой стороны) и подходящую нам по размерам. Палатка помещается в кокпите под гиком и используется только на стоянках, а утром запихивается в гермушку. От рубки катамарана она отличается повышенным комфортом в плане проветривания и абсолютным отсутствием мошки.

1 августа. Пятница.

К утру дождь перестал, но по небу мчатся тёмные тучи. Подходим к Подпорожскому шлюзу. Диспетчер объявляет о двухчасовом перерыве, в шлюзе работают водолазы.
Время идёт, а девушка снова и снова повторяет разным судам про двухчасовой перерыв. Интересно, когда он начался и когда должен закончиться? Причаливаем к пляжику на правом берегу. Я не успела ещё уйти в лес, как перерыв неожиданно закончился. Скорее отчаливаем и передвигаемся поближе к шлюзу. Пропускаем два больших корабля. Кто-то подошёл снизу, это хорошо, шлюз откроют в нашу сторону. И точно. У нас спрашивают о готовности и запускают в камеру шлюза одних.
Вероятно, в качестве компенсации за такую удачу, на небе тут же появляется тёмная туча и проливает на нас весь свой запас дождя. А нам дождь не страшен. Младшие спрятались в палатку, а старшие успели одеть свои непромокаемые яхтенные костюмы. Зато теперь, сухие внутри и довольные повсеместно мы можем смело идти вперёд.

Но здесь нас подстерегают новые трудности. Сильный встречный ветер тормозит лодку, а на длинных плёсах появляется даже сулой. Не ожидали такого от Свири.
К вечеру добирались до следующего шлюза. Недолгое ожидание. И вот одному кораблику, который стол неподалёку, вдруг срочно понадобилось на ту сторону. Шлюзуемся вместе с ним. Всё. Теперь мы свободны. Впереди широкая река и Лодейное поле.

На закате причаливаем около городского парка. Вечером в парке гуляют люди, дети. Все такие чистые и опрятные. И тут, с подошедшего парусника, на который обращены все взоры, выскакивают какие-то малолетние пираты и, распугивая прохожих, мчаться к памятнику Петру. Совершив круг почёта, эти дикари сталкивают лодку в воду и уплывают восвояси, навстречу закату. Наверное, люди в парке вздохнули с облегчением.

Думаем, куда бы спрятаться на ночь. Внимательно рассматриваю карту. На правом берегу небольшая протока, которая ведёт в озерцо Свирское. Темнеет, подходим к протоке. Глубины и ширины вроде хватает. На самом медленном ходу продвигаемся к озеру. И попадаем в чудесную сказку. Над озёрной гладью стелется густой туман, а на небе догорает вечерняя заря.

Озеро Свирское
Озеро Свирское.

2 августа. Суббота.

Утром на озере появляется сказочный дед. Старый-престарый дед в старой-престарой лодке. Он приехал проверять свои сети и переживает, что мы вытащили из них его рыбу.
Вот бы деда чаем напоить с печенюшками, да уж больно он сердитый и несговорчивый. Чтобы избежать конфликта по поводу отсутвующей рыбы, поскорее заводим мотор и выходим протокой в реку.

К обеду берега понижаются, мы подходим к устью Свири. За прошедшие две недели воды в Свири стало ещё меньше, местами обнажились пологие песчаные пляжи и дети с удовольствием резвятся на мелководье.

Северо-западный ветер не пускает нас в Ладогу. Сделав несколько галсов, причаливаем в устье мелководной Загубской губы за камышами. Саша объявляет себя трусом и не хочет выходить в море. Ему нравиться валяться поперёк катамарана, нежится на солнышке и бездельничать.
Примерно через час ему становиться скучно и стыдно. В лавировку выходим в озеро. Не так-то уж тут и страшно. Пробираемся за островом по песчаной отмели и берём курс на мыс Габанов. Идём в бейдевинд по пологим волнам. Ветер постепенно стихает, солнце клониться к горизонту. Проходим мыс Охта. На мысу заросли осоки, много рыбаков и чаек.

Камни за мысом прикрывают большой пляж от западного ветра. Проходим немного дальше и причаливаем к маленькому пляжу, здесь мы будем прикрыты от северного ветра, который обещают ночью. Разводим на берегу костёр и устраиваем купанье в лунной дорожке.

3 августа. Воскресенье.

Проснулись поздно, в девятом часу, и проспали утренний восточный ветер. Его хватило только на первые 10 км. Идём на Мантсинсаари. Лёгкий северо-восток наполняет паруса, светит яркое солнце. Где-то справа виднеется тонкая полоска берега.

Неожиданно от этого берега отделяется точка и начинает стремительно расти пока не превращается в гидроцикл. Сразу вспоминаются кадры из "Водного мира". Ребята с берега заметили на горизонте белый парус…

Вечером причаливаем на песчаный пляж Мантинсари. Солнце ещё достаточно высоко. Сегодня последний вечер в походе, а значит последние блины.

На острове Мантсинсаари
На острове Мантсинсаари.

Для начала решаем как следует накупаться. Вода в этом году необычайна тёплая, больше 20 градусов. Вылезать из неё не хочется, поэтому устраиваем разные весёлые игры. Одно из наших любимых развлечений - катание на дельфине. В роли дельфина выступает конечно же Саша, а мы катаемся, держась за его плечи. Теперь моя очередь. Прицеливаюсь получше, скольжу по воде, сейчас я его схвачу! Но в этот момент у "дельфина" кончается воздух и он решает всплыть. Саша рванулся вверх, ударив меня в плечо. Несчастная конечность тут же вывихнулась. Это с ней обычное дело. Мы уже научились чинить меня так же легко и быстро, как и ломать. Но в этот раз что-то не так! Рука не вставляется привычным образом. Пробуем снова и снова, не помогает! А-а-а! Ужас! Катастрофа! Собираю в кучу все мысли и волю. Без паники! Так, что будем делать? По порядку. Ну, вылезем на берег, чтобы хотя бы не утонуть. Пробуем ещё, не выходит. Ну что делать-то? Надо меня чинить! Нужен костоправ! А где он есть? На Валааме? Вероятно, медпункт там есть, а костоправ? В Питкяранте точно должен быть. Туда около 30 км, это часа три хода. Вечер, воскресенье. Саше надоело дёргать меня за руку, все равно не получается, он отправился на лодку. Собирать документы? Отчаливать? Из последних сил стараюсь удержаться от паники. И дался же мне этот Гуськов с его ужасным тримараном?! Травму руки я получила с ним на Баренцевом море в незапамятные времена. В очередной раз ощупываю грешную конечность, куда-то нажимаю пальцем, оглушительный щелчок и рука на месте. Всё. Вот теперь время паники и заслуженной истерики.
Перепуганный Саша мечется вокруг, пытается предложить мне то ли воды, то ли шоколадку. Рассудительная Катя даёт поучительные советы про то, как лучше плакать. В этом деле она признанная мастерица. Через некоторое время вода выпита, шоколадка съедена. Спокойное море и красивый закат приводят мои чувства в относительный порядок.

Старшие дети пытаются печь блины. Испечь блины на костре, не самое простое занятие для мальчишек. Начинаю им понемногу помогать, сперва советом, а после и делом. Завариваем чай, жизнь потихоньку налаживается.

На острове Мантсинсаари
На острове Мантсинсаари.

4 августа. Понедельник.

Утром свежий восточный ветер погнал нас к дому. На всех парусах проходим остров Ряпой, оставляем слева острова Валаамского архипелага, и вот из-за горизонта появляется еле различимая полоска земли.

Всматриваюсь в даль и пытаюсь различить очертания знакомых островов. Вот наконец замечаю на фоне неба зубчатую стену. Это сухие деревья на южном берегу Тамханки. Когда-то давно здесь был лесной пожар, оставивший хороший ориентир.

Заходим в пролив Палосаренселькя. Как же все тут уже знакомо! Вот здесь песчаный пляж, там земляника, а с того камня наш сосед обычно ловит окуней. Значит, мы почти дома. Вот и закончился наш поход. Впереди нас ждёт ещё очень много дел, но надеюсь, здесь мы останемся надолго.

Послесловие.

И вот однажды тихим зимним вечером, у меня нашлось немножко времени, чтоб разобрать Онежские фотки, а заодно и вспомнить, что было летом. Да, мы успели за осень достроить дом, даже колодец выкопали, запасли дрова, обзавелись кошкой, и теперь живём здесь, на берегу Ладоги.

2014 год.